Наказание за разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны хотят ужесточить

| статьи | печать

В целях усиления ответственности за незаконное получение и использование коммерческой, налоговой или банковской тайны правительство внесло в Госдуму законопроект с изменениями в ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ (№ 825103-8), которые ужесточают наказание за разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны. Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты обращают внимание на то, что повышения ответственности недостаточно для решения проблемы, необходим комплексный подход, включая предотвращение подобных преступлений.

Комментарий эксперта

Самим законопроектом предусмотрено внесение изменений исключительно в квалифицированные составы, предусмотренные ч. 3 и ч. 4 ст. 183 УК РФ. Ответственность усиливается при совершении одного из деяний, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК РФ:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также при причинении крупного ущерба или из корыстной заинтересованности (ч. 3);

  • если оно повлекло причинение тяжких последствий (ч. 4).

Уголовно-правовые санкции за «основные составы преступлений», предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК РФ, каким-либо образом не меняются.

Проектом по ч. 3 ст. 183 УК РФ исключается возможность назначения основного наказания в виде штрафа и вводится нижний порог наказания в виде лишения свободы от двух лет. По части 4 ст. 183 УК РФ устанавливается нижний порог наказания в виде лишения свободы от трех лет. Верхние пределы санкций каким-либо изменениям не подверглись. При этом законопроектом для обоих составов вводится возможность назначения дополнительного наказания в виде штрафа. Однако его применение остается на усмотрение суда.

Поспособствуют ли предложенные изменения борьбе с незаконным оборотом банковской, налоговой и коммерческой тайны, в том числе в таможенной сфере? Ответ на него неоднозначный. Неизвестно, сможет ли само по себе усиление наказания повлечь уменьшение количества совершаемых преступлений. Однако и сделать вывод о серьезном ужесточении уголовной ответственности в данном случае также нельзя, так как верхние пределы санкций не изменились, а применение дополнительного наказания в виде штрафа предлагается оставить на усмотрение суда. Вместе с тем и массовости привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 183 УК РФ, не наблюдается.

Комментарий эксперта

С учетом поручения президента изменения в ст. 183 УК РФ позволяют сделать вывод о безусловной стратегической важности поставленных перед законопроектом задач, направленных на поддержание суверенитета государства в период санкционного давления. Незаконное раскрытие схем поставок может привести как к введению вторичных санкций на поставщиков и разрыву сложившихся производственно-технологических цепочек, так и к недобросовестной конкуренции и манипуляции рынком. И то и другое способно нанести существенный ущерб интересам государства и бизнеса.

Между тем, решить проблему существования «черного рынка» охраняемой законом информации только лишь путем ужесточения уголовного наказания не удастся. В связи с этим требуется применение комплексного подхода, так как для незаконного распространения охраняемой законом информации характерен высокий уровень латентности. Преступления, как правило, совершаются тайно, без очевидных следов, в том числе путем неправомерного доступа к компьютерной информации и хакерских атак. А основным каналом утечки информации являются уязвимые информационные системы и базы данных, на обеспечение защиты которых необходимо обратить особо пристальное внимание. Таким образом, защита охраняемой законом информации должна включать комплекс мер, направленных как на исключение неправомерного доступа и защиту от хакерских атак, так и на предупреждение возможного человеческого фактора, в том числе корыстной заинтересованности служащих и должностных лиц. При этом с положительной стороны можно отметить то обстоятельство, что правительством было предложено внесение изменений в уже существующую ста­тью уголовного закона, а не введение новой ста­тьи, поскольку это могло привести к правовой неопределенности и ошибкам в правоприменительной практике.

Комментарий эксперта

Как показывает практика, незаконный доступ к коммерческой, налоговой и банковской информации может иметь катастрофические последствия как для отдельных лиц, так и для экономики в целом. По мере того, как развивается процесс внедрения современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства, все больше появляется и возможностей для угрозы кибербезопасности. Новые технологии разрабатываются быстрее, чем средство их защиты.

Норма ст. 183 УК РФ направлена на защиту частных лиц, финансовых и государственных учреждений и их клиентов от киберпреступлений и утечек конфиденциальной информации. Состав преступления, предусмотренный ст. 183 УК РФ, включает в себя действия, направленные на несанкционированный доступ к информационным системам государственных органов, банковских организаций и субъектов предпринимательской деятельности.

В этой связи усиление уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, содержащих конфиденциальную информацию, становится необходимым и обоснованным шагом в борьбе с киберпреступностью.

Так, в пояснительной записке к законопроекту обращено внимание на большое количество мероприятий по выявлению и пресечению каналов утечки и незаконного распространения информации, содержащейся в базах данных таможенных органов: незаконный оборот конфиденциальной информации блокируется, а причастные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Однако преступления, предусмотренные ст. 183 УК РФ, носят рецидивный характер, то есть могут совершаться одними и теми же лицами несколько раз, чему способствует, как отмечено в записке, отсутствие нижнего предела санкции в виде лишения свободы по ч. 3 и 4 ст. 183 УК РФ, а также наличие в ч. 3 ст. 183 УК РФ основного вида наказания — штрафа.

Таким образом, основной посыл предлагаемых изменений заключается в том, что действую­щие на данный момент наказания, назначаемые за совершение таких преступлений, несопоставимы не только с их общественно опасными последствиями, но и с трудоемкими затратами на выявление и пресечение такого рода преступлений.

Комментарий эксперта

Статья 183 УК РФ охватывает четыре состава преступлений:

  • незаконный сбор информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, если это осуществляется путем кражи документов, обмана, шантажа, принуждения, подкупа, угроз или иными способами;

  • незаконное разглашение или использование такой информации без согласия ее владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе;

  • установление повышенной ответственности за преступления, описанные в первой и второй частях, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, причинили крупный ущерб или были совершены с корыстной целью;

  • ответственность за те же действия, если они повлекли тяжкие последствия.

В законопроекте предлагается ужесточить наказания, предусмотренные для ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ. В частности (см. таблицу):

1. Для нарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 183 УК РФ, предлагается исключить из основных наказаний штраф и установить минимальный срок лишения свободы в два года, добавив возможность назначения штрафа как дополнительного наказания до 5 млн руб.

2. Для нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 183 УК РФ, предлагается установить минимальный срок лишения свободы три года с возможностью назначения штрафа от 1 до 5 млн руб.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, ужесточение наказания связано с увеличением числа выявляемых в интернете информационных ресурсов, предоставляющих доступ к базам данных таможенных органов, которые содержат налоговую тайну.

Напомним, что в 2021 г. ответственность по ст. 183 УК РФ уже была усилена: минимальный срок наказания был повышен с трех до четырех лет для принудительных работ по ч. 2 ст. 183 УК РФ, а также добавлены признаки совершения преступления в соучастии.

Предположу, что ужесточение ответственности наряду с усилением работы правоохранительных органов поспособствует информационной безопасности многочисленных информационных сервисов, а также снижению количества преступлений по ст. 183 УК РФ.

 

Предлагаемые изменения согласно проекту закона

Состав преступления

Действующая редакция

В редакции проекта

Абзац 2 ч. 3 ст. 183 УК РФ

Наказываются штрафом в размере до 1 млн 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок

Наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до 5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового

Абзац 2 ч. 4 ст. 183 УК РФ

Наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет

Наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере от 1 млн руб. до 5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет либо без такового

 

Комментарий эксперта

Огромное значение может приобрести конкуренция уголовно-правовых норм, с преодолением которой могут возникнуть проблемы на практике. Например, состав ч. 3 ст. 183 УК РФ на практике может вменяться вместе с ч. 2 ст. 272 УК РФ, наказывающей осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации с причинением крупного ущерба или совершенное с корыстной заинтересованностью, то есть с теми же самыми квалифицирующими элементами, которые в том числе содержатся в ч. 3 ст. 183 УК РФ.

Таким образом, сложность может заключаться не только в том, что диспозиции обеих статей по своему существу могут быть реализованы в объективных сторонах более серьезных преступлений, но и в том, что находящиеся в обороте неправомерно полученные сведения, используемые в преступных целях, могут во многих случаях подразумевать под собой один и тот же объект посягательства. При этом опять же, возвращаясь к примеру, санкция ч. 2 ст. 272 УК РФ с учетом предлагаемых изменений может быть гораздо мягче за счет наличия обширного перечня возможных к назначению наказаний.

В связи с этим, можно предположить, что поправки в ч. 4 ст. 183 УК РФ могут несущественно повлиять на текущие подходы к назначению предлагаемых в ней наказаний.