Налоговый контроль при совершении сделок между взаимозависимыми лицами

| статьи | печать

ФНС в своем письме от 29.01.2024 № ШЮ-4-13/796@ в связи с поступающими запросами налогоплательщиков и в целях обеспечения корректного разграничения полномочий территориальных налоговых органов разъяснила порядок осуществления налогового контроля при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.

Кто наделен полномочиями

В статье 105.3 НК РФ закреплен общепринятый принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать ценам в сопоставимых сделках между независимыми лицами, которые признаются рыночными для целей налогообложения.

Полномочия по определению рыночных цен для целей нало­го­обложения в сделках между взаимозависимыми лицами (сделках, приравненных к таковым) отнесены к компетенции ФНС России (п. 2 ст. 105.3 НК РФ).

В статье 105.14 НК РФ отражены виды сделок, подпадающие под налоговый контроль цен со стороны ФНС России, такие сделки признаются контроли­руемыми.

ФНС России подчеркивает, что сделка признается контролируемой в силу положений Кодекса, неотражение сделки в уведомлении, равно как и ее отсутствие в извещении, не влияет на признание ее контролируемой.

Ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемой сделке, представление недостоверных сведений в уведомлении установлена ст. 129.4 НК РФ.

На основании уведомления или извещения ФНС России вправе назначить и провести проверку налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

ФНС отмечает, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.

Полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен законодательно ограничены приемом уведомлений, контролем корректности и полноты их заполнения, привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений, формированием извещений при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок, а также сопутствующими полномочиями технического характера.

Территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприя­тия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.

При этом территориальный налоговый орган вправе пересмотреть налоговые обязательства по указанной сделке с учетом подходов, изложенных в письме ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.

К тому же признание сделки контролируемой не лишает территориальный налоговый орган возможности проверки расходов по данной сделке на предмет их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. В части оценки расходов в результате совершения внутригрупповых операций сохраняют актуальность письма ФНС России от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@ и от 12.02.2021 № ШЮ-4-13/1749@.

Информация по контролируемой сделке

ФНС отмечает: налоговому органу необходимо убедиться, что полученных материалов достаточно для признания сделки контролируемой, составить и направить в ФНС России извещение, при наличии оснований — привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 129.4 НК РФ. На этом полномочия территориального налогового органа исчерпаны.

Возможны ситуации, когда в рамках сбора доказательной базы для признания неотраженной в уведомлении сделки контролируемой или в рамках иных мероприятий налогового контроля, прямо не связанных с данной сделкой, получена информация, которая, по мнению территориального налогового органа, может свидетельствовать об отклонении цены в контролируемой сделке от рыночной.

Такие предположения должны быть оформлены и со всеми подтверждающими документами направлены в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее — МИ по ценам). В этой связи письмо Управления трансфертного ценообразования ФНС России от 09.11.2022 №13‑1‑01/0019дсп утрачивает силу.

При необходимости МИ по ценам может запрашивать дополнительную информацию (документы), находящуюся в распоряжении территориального налогового органа. Такие запросы МИ по ценам подлежат обязательному исполнению в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты поступления.

Самостоятельные корректировки

При применении налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей) или завышение суммы убытка, организация вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года. Сюда включается налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку, указываются в пояснениях, прилагаемых к уточненной налоговой декларации. К ним относятся: номер и дата договора; предмет сделки, стоимость предмета сделки, указанная в договоре; метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки); сведения об участниках сделки и другая информация.

При непредставлении этих сведений одновременно с уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль в части изменения показателей по Листу 08, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о представлении соответствующих пояснений (ограничено необходимыми сведениями).

Если уточненная налоговая декларация с отражением самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) представлена налогоплательщиком по результатам контрольно-аналитической работы ФНС России, то МИ по ценам информирует об этом соответствующий территориальный налоговый орган после представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, не позднее 10 календарных дней с даты ее представления.

При поступлении от МИ по ценам информации о самостоятельной корректировке налоговой базы по результатам контрольно-аналитической работы требование о представлении пояснений соответствующему налогоплательщику не направляется.

Порядок истребования документов

ФНС в своем письме напоминает, что документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), национальная документация и глобальная документация представляются исключительно по требованию ФНС России. Территориальные налоговые органы этого сделать не вправе.

Вместе с тем при исследовании налоговым органом методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг, как указано в п. 6 письма ФНС России от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@, налогоплательщик вправе предоставить территориальному налоговому органу документацию по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы.

При осуществлении налогового контроля цен ФНС России направляет своим территориальным органам поручения об истребовании документов (информации). При этом нужно руководствоваться письмом ФНС России от 20.12.2023 № ШЮ-5-13/2071ДСП@.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Соответственно, к требованию, направленному территориальным налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля цен, проводимых ФНС России, в обязательном порядке будет приложено поручение, подписанное заместителем руководителя ФНС России.

При отсутствии такого поручения следует, что документы (информацию) территориальный налоговый орган истребует самостоятельно.