Что сулят климатические риски банкам и крупнейшим компаниям России

| статьи | печать

Результаты стресс-тестирования, проведенного Банком России, показали, что банкам следует наладить управление климаическими рисками в соответствии с рекомендациями регулятора.

Эксперты ЦБ утверждают, что ужесточение зарубежного климатического регулирования и активное внедрение низкоуглеродных технологий в мире неизбежно повлияют на российских экспортеров, продукция которых в основном состоит из энергоресурсов или обладает высокой углеродоемкостью.

«Эти процессы, как представляется, могут нести системные риски для экономики и финансового сектора, который финансирует эти компании», — предупреждают авторы информационно-аналитического материала регулятора.

Они напоминают, что в декабре 2023 г. Банк России опубликовал рекомендации по учету климатических рисков для банков и других финансовых организаций. Согласно этим рекомендациям стресс-тестирование — ключевой инструмент оценки таких рисков. Аналитики ЦБ считают, что их информационно-аналитический материал может быть использован финансовыми организациями при проведении стресс-тестирования климатических рисков.

Они сообщают, что на основе сценариев Сообщества центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (Network for Greening the Financial System, NGFS) были разработаны два сценария развития российской экономики до 2040 г.: «Климатический-1», с внутренней климатической политикой, которая остается в рамках регулирования, принятого по состоянию на 2023 г., и «Климатический-2», с более амбициозной внутренней климатической политикой. В рамках этих сценариев была оценена устойчивость нефинансового и банковского секторов российской экономики.

В обоих климатических сценариях в случае отсутствия проактивной адаптации к энергопереходу реализация переходных рисков приводит к ухудшению финансового состояния трети рассмотренных компаний реального сектора на горизонте 2030—2040 гг. В первую очередь это касается компаний в отраслях черной металлургии и горной добычи (в том числе добычи угля) и производства удобрений. При этом в сценарии «Климатический-2» с более амбициозной внутренней климатической политикой компании начинают испытывать трудности несколько раньше, а их степень сильнее, чем в сценарии «Климатический-1».

«Банки могут столкнуться с существенными рисками, если у них не будет возможности изменить структуру кредитных портфелей в пользу „зеленых“ заемщиков и сократить экспозицию на уязвимые нефинансовые компании. Поэтому важное значение приобретает работа с клиентами из „коричневых“ секторов экономики по повышению их энергоэффективности и снижению углеродоемкости продукции», — рекомендуют авторы анализа.

По их оценке, меры по диверсификации бизнеса «коричневых» компаний и развитию «зеленых» направлений способны в значительной степени снизить переходные риски. В случае диверсификации кредитного портфеля банки в обоих сценариях сохраняют устойчивость, хотя их запас капитала снижается относительно значения без учета климатического стресса.

Расчеты Банка России показывают, что кредитным организациям необходимо управлять климатическими рисками и проводить работу с клиентами по возможным мерам, способствующим повышению их энергоэффективности и снижению углеродоемкости. Это влечет за собой постепенную и последовательную трансформацию кредитного портфеля как за счет изменения бизнес-модели текущих заемщиков, так и за счет привлечения новых «зеленых» клиентов.

При этом эксперты регулятора признают, что из-за ряда ограничений анализа (сценарные и модельные допущения, длительность горизонта прогнозирования, отсутствие информации о стратегиях «коричневых» компаний на горизонте до 2040 г. и предположение о преимущественно инерционной реакции объектов тестирования при реализации стрессовых сценариев) представленные результаты не могут рассматриваться как точные, и тем более окончательные, оценки.

«Запланированное Банком России на 2024 г. стресс-тестирование по методу bottom-up при участии крупнейших финансовых организаций скорректирует оценки системных рисков и устойчивости финансового сектора», — сообщают аналитики ЦБ.