В приоритете собственные торговые марки. Тренды развития продуктового ритейла

| статьи | печать

Российский продуктовый ритейл оправился после потрясений, связанных с введением санкций и последующими структурными изменениями отрасли, но адаптация игроков к новой экономической реальности продолжается. Обзор тенденций развития сектора для «ЭЖ» подготовил Кирилл Малышев, директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг».

Во всех странах продуктовый ритейл – традиционно один из самых устойчивых сегментов экономики. Это факт. Люди не перестанут есть, а значит будут покупать продукты. Торговля является одной из самых мощных индустрий экономики. В этом сегменте работает более 11,2 млн. Согласно данным Росстата и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), вклад оптово-розничного ритейла в ВВП страны составляет около 13%, а доля налоговых поступлений отрасли достигла 11% от общих отчислений в бюджет и сопоставима с совокупной налоговой отдачей финансово-страховой сферы (6%).

По данным агентства Infoline, в 2023 г. оборот всего продовольственного ритейла превысил 21,5 трлн рублей (+5,6%). При этом в прогнозах к 2025 г. объем рынка продуктового ритейла может достигнуть 24 трлн руб., а к 2030 г. – 29,5 трлн руб. Давайте разберемся, как ритейлеры прошли 2023 год, и как эти тенденции и тренды повлияют на год текущий.

Продолжается консолидация рынка

В настоящий момент в России Топ-5 игроков рынка занимает чуть больше трети всего рынка. В западных странах Топ-5 игроков могут занимать 50-70% рынка. Наши крупные сети следуют трендам и постепенно наращивают свою долю за счет покупки других игроков, Х5 приобрел «Викторию» и «Дешево», Лента купила «Монетку», идет активная экспансия федеральных игроков на Дальний Восток. Судя по ориентирам западных стран - эта тенденция будет продолжаться. Также активно продолжается развитие форматов магазинов у дома и дискаунтеров – все сети активно развивают данный формат.

Ассортимент расширяется за счет роста доли товаров под собственной торговой маркой (СТМ)

По итогам 2023 года больше половины ритейлеров назвали СТМ приоритетной стратегией, средняя доля СТМ уже составляет более 10%, у некоторые сетей доля СТМ составляет около четверти. Этот тренд будет продолжаться. Пятерочка, например, планирует увеличить долю СТМ до 45% к 2027 году, Магнит планирует вырастить до 50% долю СТМ в ассортименте сети "жестких" дискаунтеров В1 в 2026 году.

Продолжается рост онлайн продаж

Онлайн традиционное растет очень быстрыми темпами - более 20%, онлайн продажи продовольственных товаров вырос еще больше – более чем на 40%. Традиционное самый высокий рост приходится на маркетплейсы. В 2023 году также активно обсуждалась новость о покупке Магнитом маркетплейса KazanExpress, что должно повысить роль компании на рынке онлайн-продаж.

Импортозамещение идет и в ритейле

Если в 2022 году многие компании сначала «затаились» и начали составлять планы по переходу с иностранного ПО на доступные аналоги, то в конце 2022 года и весь 2023 год компании действительно начали замещать ПО для обеспечения непрерывности бизнеса – сервисы по взаимодействию с клиентами и управление лояльностью, работа с данными, работа с ассортиментом и ценообразованием. В следующие годы предстоит работа по замещению основных core-систем в архитектуре компаний.

Проблемы с персоналом

Одна из самых острых проблем сейчас в России – это нехватка персонала, продуктовый ритейл тут не исключение. Причем не хватает именно линейного персонала – продавцов, кассиров, кладовщиков, водителей и т.д. Это отмечают не только сети и кадровые агентства, например, SuperJob отмечал рост числа вакансий в ритейле на 26% год к году в октябре 2023 года. – эта проблема до сих пор остро стоит и пока до конца не решена, так как за «голубых» воротничков сейчас конкурируют многие отрасли.