Набирая скорость. Как восстанавливается автопром

| статьи | печать
Набирая скорость. Как восстанавливается автопром

Работе в 2023 г. и дальнейших планах в рамках Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 г. уделили пристальное внимание участники оперативного совещания главы правительства с вице-премьерами 15 января. Данная отрасль — одна из наиболее пострадавших от западных санкций, и ее состояние под пристальным вниманием не только государства, но и населения. Прокомментировали текущую ситуацию в автопроме и наши эксперты.

Премьер-министр Михаил Мишустин отметил на совещании, что перед российским автопромом в рамках Стратегии его развития до 2035 г. стоят масштабные задачи.

«Уже в ближайшие несколько лет нужно обеспечить рост выпуска отечественных автомобилей и автобусов, в том числе через перезапуск площадок ушедших иностранных компаний, а также углубление локализации за счет стимулирования собственных научных и инженерных компетенций, конкурентоспособного производства ключевых компонентов, узлов автомобилей», — обозначил он задачи перед правительством и отраслью.

О том, что сделано в этом плане в ушедшем году, и о перспективах доложил на совещании профильный вице-премьер Денис Мантуров.

По его словам, актуализация стратегии стала оперативным ответом на изменившиеся экономические условия, и прошлый год показал, что правительство вместе с отраслью правильно расставили акценты в своей работе.

«Нам удалось решить главную стратегическую задачу, сохранив компетенции и коллективы предприятий. Практически для каждой площадки, которую покинули иностранные компании, мы подобрали российского инвестора. Определили пул технологических партнеров и последовательно запускаем новые модели. В частности, это касается производств в Татарстане, Калужской области, Санкт-Петербурге, Калининграде и на Дальнем Востоке», — констатировал зампред правительства.

Он отметил, что наряду с увеличением загрузки на отечественных флагманских заводах — АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, УАЗ, «Урал» — это позволило перевести отрасль в режим восстановления. Производство в прошлом году выросло на 16%. С конвейера в стране сошли свыше 720 тыс. машин разных сегментов. А всего на внутреннем рынке было реализовано более 1,3 млн новых автомобилей всех видов.

На механизмы льготного лизинга и автокредитования государство в прошлом году направило около 16 млрд руб. Это позволило обеспечить продажи 62 тыс. автомобилей. Правительство выделило средства на продолжение программ и в текущем году.

«Более того, по поручению президента, которое он дал на прошлой неделе в Анадыре, с сегодняшнего дня мы готовы запускать программу льготной покупки машин специально для многодетных семей Дальнего Востока», — подчеркнул Д. Мантуров.

Важный акцент в стратегии ставится на экологизации автотранспорта — продолжение перехода части парка на газомоторное топливо и увеличение выпуска электромобилей и гибридов.

В легковом сегменте открыто производство таких машин в Липецке и Москве, и в горизонте трехлетки свои продукты планируют вывести на рынок АвтоВАЗ, «Кама» и «Автотор».

В легком коммерческом транспорте уже выпускаются электрические модели «ГАЗа» и «УАЗа», а что касается автобусов, то, по словам вице-премьера, имеется немалый опыт их производства, и Москва сегодня обладает самым крупным парком электробусов в Европе. Сейчас в столице их уже 1,4 тыс., и все они отечественного производства.

«Дальнейшее развитие экологичного транспорта будет в том числе обеспечено мерами государственной поддержки», — заверил докладчик.

Сквозной задачей для всех типов автотранспортных средств является масштабирование производства автокомпонентов. На это с 2022 г. направлена специальная программа Фонда развития промышленности (ФРП). По ней поддержали уже 31 проект на 53 млрд руб.

В конце 2023 г. ФРП получил еще около 55 млрд руб. И значительная часть этих средств также будет направлена на локализацию комплектующих.

«В этой работе приоритетным для нас является суверенизация сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей. Решение данной стратегической задачи позволит сформировать новые, защищенные от санкций, производственные цепочки», — сообщил Д. Мантуров.

Такой же подход касается других сегментов продукции с более высокой долей госзакупок. Прежде всего это транспорт для обновления автопарка систем здравоохранения и образования.

В прошлом году правительство обеспечило поставку в регионы страны более 3 тыс. школьных автобусов, 1,2 тыс. автомобилей скорой помощи и 200 передвижных медицинских комплексов. Существенный объем пришелся на ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. И дополнительно в эти, а также в сопредельные с ними регионы реализуются поставки более 230 автомобилей для развозной торговли.

«Благодаря оперативной реакции наших производителей также удалось поддержать военных в зоне СВО. При координации с Общероссийским народным фронтом мы завершаем передачу более 1,5 тыс. автомобилей „УАЗ Патриот“», — отметил докладчик.

В заключение он констатировал, что отрасль уверенно восстанавливает свои позиции, готова в средне- и долгосрочной перспективе реализовывать поставленные задачи.

Экспертам «ЭЖ» предложили ответить на вопрос, каково сегодня качество производимых в России автомобилей и не снизится ли оно из-за санкций.

Комментарий эксперта

Российские автопроизводители стремятся к повышению локализации, которая обеспечит как снижение издержек, так и максимальное качество, а это долгий технологический процесс. Например, локализация отечественного бренда Evolute разделена на четыре этапа, в ходе которых планируется к 2032 г. использовать в производстве моторы, инверторы и тяговые батареи от российских поставщиков. Самый дорогой элемент в конструкции отечественного электрокара — тяговая батарея. На нее приходится примерно 35—40% стоимости электромобиля. Прототип отечественного аккумулятора был представлен в 2022 г., промышленное производство начнется в Калининграде в 2025 г.

ГК АВТОДОМ в 2023 г. завершила сделку по приобретению производственных активов завода Mercedes-Benz, единственного в России, выпускавшего автомобили премиум-сегмента. На данный момент это наиболее современное автопроизводство в России, где применяются технологии четвертого поколения. В конце 2023 г. на мощностях завода в пилотном режиме собрали первую партию автомобилей. Все производственные системы отработали прекрасно, так же как и сотрудники, подтвердившие свою высокую квалификацию и компетентность. Завод готов к перезапуску в ближайшей перспективе, а максимально роботизированное производство гарантирует качество автомобилей мирового уровня.

Комментарий эксперта

1. Позиция правительства и промышленности. Представители российского автопрома и правительства уменьшают потенциальную угрозу от дополнительных экономических санкций со стороны Запада. Отмечается, что российские автопроизводители расширили местное производство автокомпонентов, что повысило долю местного содержания в автопромышленности до 67—75% для некоторых моделей. Это увеличение местного производства может помочь смягчить влияние санкций.

2. Переориентация на новые рынки. Российские автопроизводители активно ищут новых партнеров и интегрируют компоненты из Китая в свои цепочки поставок. Например, AvtoVAZ и Sollers работают над возобновлением производства на базе китайских лицензий. Это может помочь компенсировать потери от западных санкций и уменьшить зависимость от западных поставщиков. В целом российские автопроизводители принимают меры для адаптации к новым условиям.