ВС РФ: зачет встречных требований возможен, если нет возражений другой стороны

| статьи | печать

Для признания обязательств встречными в соответствии со ст. 410 ГК РФ необходимо установить, являются ли возражения обоснованными: заявление о зачете должно содержать размер взаимного требования, подлежащего зачету, основания возникновения такого требования, а также доказательства, подтверждающие его действительность.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 10.11.2023 № 305-ЭС23-8101 по делу № А40-52530/2022

Истец

GANZ ENGINEERING AND ENERGETICS MACHINERY LIMITED LIABILITY COMPANY

Ответчик

ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ „РУСЭЛПРОМ“»

 

Суть дела

Общество заключило с компанией договор, по условиям которого последняя обязана разработать проектно-конструкторскую документацию на товар, осуществить его изготовление и поставку, а также оказать услуги по шефмонтажу и пусконаладочные работы для нужд конечного заказчика.

Стороны согласовали, что в случае нарушения покупателем сроков оплаты выполненных работ поставщик имеет право требовать уплаты исключительной неустойки. При этом неустойка и/или штрафные санкции за ненадлежащее исполнение покупателем обязанности по внесению предварительной оплаты (аванса) не устанавливаются.

Ссылаясь на то, что поставка, шефмонтажные и пусконаладочные работы произведены в полном объеме, а оплата товаров и работ выполнена не в полном объеме, компания обратилась в суд с иском о взыскании задолженности за поставку товара, шефмонтажные и пусконаладочные работы, и неустойки.

Возражая против удовлетворения исковых требований, общество ссылалось на допущенные компанией ошибки при расчете неустойки, в том числе о невозможности начисления неустойки более 10% от несвоевременно оплаченной суммы, начисления штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по внесению предварительной оплаты.

Также оно ссылалось на невозможность начисления неустойки на работы по разработке проектно-конструкторской документации, поскольку условиями договора это не предусмотрено.

Помимо этого, общество направило в адрес компании заявление о зачете встречных однородных требований, согласно которому требования сторон по договору прекращаются и после проведения зачета возникает задолженность поставщика перед покупателем. При этом общество ссылалось на определение арбитражного суда о заключении мирового соглашения между ним и конечным заказчиком, по которому оно обязалось уплатить заказчику неустойку в связи с нарушением обязательств по договору.

Позиции судов

Суды отказали поставщику в удовлетворении иска, исходя из того, что начисление штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по внесению предварительной оплаты, а также за нарушение срока оплаты работ по разработке проектно-конструкторской документации условиями до­говора не предусмотрено, размер неустойки не может превышать 10% от несвоевременно оплаченной суммы.

Также они приняли во внимание, что счета на оплату не выставлялись компанией способом, указанным в договоре, в связи с чем у покупателя не возникла обязанность по оплате выполненных работ и услуг, следовательно, и начислять неустойку нельзя. Суды признали, что обществом произведен зачет сумм встречных однородных требований в соответствии с положениями ст. 410 ГК РФ, в результате которого его задолженность перед компанией отсутствует.

Выводы ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила судебные акты и отправила дело на новое рассмотрение, указав на следующее.

Обязательства прекращаются полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ).

При этом для зачета по одностороннему заявлению необходимо, чтобы встречные требования были однородными, срок их исполнения наступил (за исключением предусмотренных законом случаев, при которых допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил).

Зачет требований является допустимым и после вступления в законную силу судебных актов, подтвердивших наличие и размер соответствующих обязательств сторон, но без возбуждения по одному или обоим судебным актам исполнительного производства, а также после вступления в законную силу судебного акта по одному требованию и при отсутствии возражения должника по другому требованию (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 11.08.2020 № 6).

Обязательства могут быть прекращены зачетом после предъявления иска по одному из требований. В этом случае сторона по своему усмотрению вправе заявить о зачете как во встречном иске (ст. 132 АПК РФ), так и в возражении на иск, юридические и фактические основания которых исследуются судом равным образом (п. 19 постановления Пленума № 6).

Суды пришли к выводу об обоснованности произведенного обществом зачета встречных однородных требований, ссылаясь на имеющееся в материалах дела заявление. При этом они не исследовали надлежащим образом доказательства зачета, не имелись ли возражения у компании по встречному требованию и были ли эти возражения обоснованными.

Между тем у компании есть возражения по встречному требованию. По ее мнению, письмо общества не является заявлением о зачете в соответствии со ст. 410 ГК РФ, поскольку в нем нет ни размера взаимного требования, подлежащего зачету, ни оснований возникновения такого требования, ни доказательств, подтверждающих его действительность. К письму не приложены доказательства оплаты убытков обществом в заявленном к зачету размере.

Таким образом, суды сделали вывод о состоявшемся зачете встречных однородных требований в отсутствие надлежащих доказательств. В деле есть акт сверки взаимных расчетов сторон, которым подтверждена задолженность общества перед компанией. Акт подписан сторонами без возражений и замечаний. Принимая во внимание, что спор по взысканию этой суммы задолженности является предметом рассмотрения по настоящему делу, задолженность признана обществом, у судов не было оснований для отказа во взыскании задолженности по мотиву невыставления счета компанией обществу.

Что касается взыскания неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, ВС РФ полагает, что необходимо было исследовать условия договора, установить, могли ли быть исполнены обязательства в сроки, установленные договором, когда фактически и надлежащим образом были исполнены обязательства компанией, и почему нарушались сроки оплаты обществом.