Денежно-кредитная политика останется в жестком русле

| статьи | печать

Описанная специалистами Банка России в очередном бюллетене «О чем говорят тренды» текущая инфляционная ситуация — сильный аргумент в пользу продолжения жесткой денежно-кредитной политики (ДКП).

Оговоримся, что нам кажется логичнее сначала представить детальную инфляционную картину в стране, а затем — объяснения происходящего и ожидания предстоящего. Словом, мы перевернули порядок изложения рассказа экспертов ЦБ.

Инфляция опять разгулялась

Авторы бюллетеня констатируют, что в сентябре рост потребительских цен ускорился до 14,6% м/м с учетом сезонных колебаний и пересчете на год (SAAR) (в августе — 9,4% соответственно). Годовая инфляция выросла до 6,0 с 5,2% месяцем ранее. На 9 октября оценка годовой инфляции повысилась до 6,3%. В последние недели рост цен идет по высокой траектории 2021 г. Если месячный рост цен до конца года будет идти близко к ней, инфляция может превысить текущий прогноз Банка России, указывают его эксперты.

Цены на продовольствие третий месяц подряд продолжают расти двузначными темпами в пересчете на год. Их рост ускорился до 16,9 с 16,4% м/м SAAR в августе. Существенный вклад продолжает вносить плодоовощная продукция. Аналитики регулятора обосновывают это в основном удорожанием импортируемых фруктов и цитрусовых из-за ослабления рубля. Кроме того, стали расти цены на овощи. Их производители указывают на рост издержек вследствие удорожания топлива, а также его нехватки в южных регионах. Без учета плодоовощной продукции рост цен на продовольствие ускорился, но в меньшей степени, до 11,2 с 10,8% м/м SAAR. Главный драйвер — продолжающееся удорожание мясопродуктов. Производители связывают его с ростом издержек (в частности, вследствие дефицита кадров и связанного с этим значительным ростом фонда оплаты труда). Также заметно ускорился рост цен на яйца на фоне высокого спроса. Эксперты ЦБ предупреждают, что дополнительное повышательное давление на цены мясопродуктов в ближайшее время может оказать увеличение внешнего спроса на российскую свинину после открытия китайского рынка, а также перебои с производством из-за ухудшения эпизоотической ситуации.

В непродовольственном сегменте темп роста цен замедлился до 12,7 с 14,3% м/м SAAR. Вклад в замедление внесла динамика цен на товары длительного пользования. Так, после августовского всплеска снизился рост цен на электронику. Замедлились, но остаются на повышенном уровне темпы удорожания автомобилей. Автодилеры связывают это с продолжающимся переносом издержек из-за ослабления рубля и повышения утилизационного сбора в условиях повышенного спроса. Перенос ослабления рубля в цены продолжается. Он усиливается ростом инфляционных ожиданий: ретейлеры продавали продукцию, которую приобретали ранее по более крепкому курсу (несмотря на высокий спрос, запасы бытовой техники и электроники оставались значительными).

«Следующий этап переноса ослабления рубля в цены товаров длительного пользования будет связан с поступлением на полки магазинов товаров, приобретенных после летнего ослабления рубля. Вероятно, этот этап будет более умеренным и растянутым во времени», — полагают авторы бюллетеня.

В сентябре сохранялся ускоренный рост цен на топливо. Но недельные данные указывают на переход розничных цен к снижению в конце сентября — начале октября. К этому привело снижение биржевых цен после введения ограничений на экспорт товарного бензина и дизельного топлива. Также эксперты ЦБ считают, что решение о возврате к полным выплатам по демпферу на нефтепродукты понизит чувствительность внутренних цен к изменениям на мировом рынке и ограничит их рост с текущих уровней.

Стоимость услуг в сентябре в среднем повысилась на 13,8% м/м SAAR после снижения на 4,6% в августе. При этом без учета туризма, воздушного и железнодорожного транспорта темп прироста стоимости услуг остается высоким — 13,6% м/м SAAR (в августе — 8,6% соответственно).

Устойчивые показатели ценовой динамики говорят аналитикам регулятора о сохранении инфляционного давления на повышенном уровне. Модифицированные показатели базовой инфляции повысились в сентябре, оставаясь существенно выше уровня 4% в годовом выражении третий месяц подряд. Оценка трендовой инфляции повысилась до 6,87% (в августе — 6,36%), что указывает авторам бюллетеня на преобладание проинфляционных рисков на среднесрочном горизонте. Вес ускоренно дорожающих позиций продолжил увеличиваться. Медиана распределения также выросла, ее значение остается выше цели по инфляции по всем укрупненным категориям.

Возможность переноса возросших издержек производителей в конечные цены в условиях сохраняющейся высокой потребительской активности поддерживает инфляционное давление на повышенном уровне. В августе рост цен производителей ускорился. Согласно опросным индикаторам, в сентябре эта тенденция сохранилась. Опрос PMI от S&P Global отмечает рекордные темпы с апреля 2022 г. По данным мониторинга Банка России, ценовые ожидания предприятий росли третий месяц подряд, в основном под влиянием продолжающегося переноса ослабления руб­ля и дефицита на рынке труда.

Почему так и чего ожидать

«Потребуется дополнительное время для того, чтобы решения Банка России по денежно-кредитной политике привели к повышению сбережений и охлаждению динамики спроса, приблизив его к возможностям расширения выпуска, которые сейчас объективно ограничены рекордно низким уровнем безработицы, отсутствием существенного объема свободных трудовых ресурсов. В предстоящие кварталы это будет способствовать постепенному снижению инфляционного давления и возврату инфляции к 4% в 2024 г.», — ожидают эксперты ЦБ.

При этом они считают ошибочным утверждение, что меры денежно-кредитной политики не действуют. Трансмиссионный механизм ДКП, по их словам, уже работает на торможение инфляционных процессов. Так, возросли процентные ставки (в частности, по срочным вкладам населения и банковским кредитам), происходит активный рост срочных вкладов населения. Увеличение привлекательности сбережений в рублях способствует стабилизации валютного курса. Если бы ключевая ставка оставалась неизменной, то сейчас, по мнению авторов бюллетеня, наблюдались бы все более интенсивный рост кредитования и внутреннего спроса, дальнейшее ослабление рубля и еще более значительное нарастание инфляционного давления.

«Однако действительно, требуется время на то, чтобы работа трансмиссионного механизма привела к замедлению роста спроса до устойчивых темпов, соразмерных с возможностями экономики его удовлетворить через увеличение производства. Еще больше времени пройдет до проявления этих процессов в более сдержанной динамике цен, которая в итоге снизит инфляцию к цели», — признают аналитики регулятора.

Они поясняют, что высокие темпы роста цен, которые наблюдаются с лета этого года, отражают реакцию цен на возросший кредитный и бюджетный импульсы и ослабление рубля, накопившиеся за прошедшие месяцы.

Параметры внесенного в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2024—2026 гг. предусматривают сохранение существенного бюджетного импульса в 2024 г. практически на уровне 2023 г., в том числе за счет повышения цены отсечения и базового уровня нефтегазовых доходов в бюджетном правиле, единовременных ненефтегазовых доходов, а также активную программу заимствований.

«При прочих равных условиях для выхода инфляции на цель в такой ситуации требуется соразмерно меньшая величина кредитного импульса, чем при проведении нейтральной бюджетной политики. Это повышает необходимость сохранения жесткой ДКП в течение 2024 г. в целях поддержания ценовой стабильности, предотвращения дальнейшего нарастания инфляции и устойчивого и сбалансированного развития российской экономики», — заключают специалисты Банка России.

 

Инфляция и ее компоненты

 

2023 июль

август

сентябрь

% г/г

Все товары и услуги

4,3

5,2

6,0

Базовая инфляция

3,2

4,0

4,6

Продтовары

2,2

3,6

4,9

Непродовольственные товары

2,4

3,6

4,6

Услуги

10,0

9,5

9,7

% м/м SAAR

Все товары и услуги

12,3

9,4

14,6

Базовая инфляция

8,6

10,0

10,3

Продтовары

16,4

16,4

16,9

— без плодоовощей

5,4

10,8

11,2

Непродовольственные товары

12,5

14,3

12,7

— без нефтепродуктов и табака

10,3

11,5

10,0

Услуги

7,0

–4,6

13,8

— без ЖКУ

8,1

–11,8

16,8

Источник: Росстат, расчеты ДИП Банка России