Беспилотник как помощь хозяйству

| статьи | печать

Кабмин утвердил национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии по развитию БАС. Применение беспилотников повышает операционную эффективность предприятий. Так, например, в области сельского хозяйства производительность труда при обработке растений средствами защиты выросла вдвое. В энергетическом секторе за счет обследования линий электропередачи риск возникновения аварийных ситуаций уменьшился в восемь раз. При этом скорость проведения инспекций выросла пятикратно.

Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппараты также для нужд геодезии и картографии. Постепенно беспилотные технологии апробируются и в смежных отраслях — это автомобильный транспорт, судоходство. Перечисляя сферы хозяйства, где беспилотники уже доказали свою эффективность, глава российского правительства также отметил, что в топливном секторе затраты на воздушное патрулирование газопроводов снизились в три раза, а длительность работ сократилась на 70%.

М. Мишустин подчеркнул, что в ближайшие годы предстоит выполнить несколько важных для государства задач — от формирования промышленной базы, программного обеспечения, инфраструктуры, поддержки спроса на продукцию и услуги, включая государственный гражданский заказ от ведомств, регионов и государственных компаний, до развития научных и технологических компетенций, конструкторской и инженерной школы. «Количество легких беспилотников уже исчисляется десятками тысяч. Но в основном они пока изготавливаются технологическими энтузиастами. Нужно систематизировать и масштабировать производства», — подчеркнул премьер.

За предстоящие семь лет российское правительство планирует почти вдвое увеличить объем отечественного рынка тяжелых и средних аппаратов. Достичь поставленных целей руководство страны планирует не только за счет создания инновационной техники, но и за счет расширения услуг на ее основе, которые востребованы сегодня потребителями, — от доставки в удаленные населенные пункты до предупреждения чрезвычайных ситуаций, аварий и выполнения целого ряда других важных задач. При одновременном увеличении доли отечественной продукции втрое — до 70%.

«Чтобы наша страна могла занять достойное место на перспективном рынке, необходим, конечно, системный подход. Президент акцентировал внимание на том, что в такой сфере, как беспилотная авиация, мы должны идти на шаг впереди наших конкурентов. И считаю, что все возможности для этого есть», — сказал председатель правительства. Он отметил, что в рамках расширения сектора будет создаваться инфраструктура для обеспечения полетов на территории страны — в едином воздушном пространстве.

Вместе с тем в стране будет развиваться сеть научно-производственных центров, в которых сосредоточится работа по апробированию и практической реализации передовых решений в этой области. Она объединит разрозненные предприятия в эффективную кооперацию.

Для разработчиков, производителей, пользователей, эксплуатантов появятся цифровые решения. Согласно расчетам кабмина, в стране будет подготовлено свыше 1 млн специалистов.

Премьер-министр полагает, что новые технологии придадут импульс структурной перестройке всей экономики, включая топливно-энергетический, агропромышленный комплексы и машиностроение, повысят операционную эффективность задействованных отраслей. «Очень важно привлекать в эту сферу нашу молодежь. Они с удовольствием интересуются подобными перспективными проектами», — отметил М. Мишустин.

Он считает, что появление таких высокотехнологичных отраслей крайне необходимо для экономики и людей. Это позволит сформировать новые и усовершенствовать уже существующие сервисы и, что очень важно, — повысить доступность целого ряда услуг.

Сферы применения

Вице-премьер Виктория Абрамченко, которая курирует в правительстве сельское и лесное хозяйство, экологию и недропользование, по итогам стратегической сессии сообщила, что БСА — это одно из наиболее динамично развивающихся направлений во всем мире, и Россия не должна отставать. Она назвала ключевые сферы в своем блоке, где уже с 2024 г. будут использоваться БАС:

1. Мониторинг лесных пожаров. Тут важно «раскачать» применение БАС, чтобы стоимость летного часа беспилотника была существенно меньше летного часа классического авиапатрулирования, считает В. Абрамченко.

2. Мониторинг особо охраняемых природных территорий. Это позволит исследовать объекты животного мира, вести учет видов и численности животных, вести борьбу с браконьерством и пресекать незаконную хозяйственную деятельность.

3. Мониторинг объектов обращения с отходами, эксплуатации и рекультивации полигонов. В том числе БАС помогут отслеживать реальную остаточную вместимость объектов размещения отходов.

4. Мониторинг состояния недр и контроль за соблюдением лицензионных требований. С помощью БАС специалисты смогут проводить комплексную геофизическую съемку в рамках региональных геолого-съемочных работ, наблюдать за опасными экзогенными геологическими процессами — например, оползнями.

5. Мониторинг состояния водных объектов. Он позволит проводить предпаводковое и послепаводковое обследование, выявлять загрязнения прибрежных защитных полос и водоохранных зон.

6. Применение агродронов для контроля внесения пестицидов и агрохимикатов, контроля за вегетативным состоянием посевов, ущерба от неблагоприятных погодных условий.

Говоря о результатах сессии, вице-премьер анонсировала важную инициативу, которую готовит кабмин. По ее словам, российское правительство разработает изменения в законодательство для автоматического применения данных с беспилотников в качестве доказательной базы при обнаружении различных нарушений земельного и природоохранного законодательства.

Мировой рынок

В тексте Стратегии развития беспилотной авиации РФ говорится, что среднегодовой темп роста мирового рынка беспилотных авиационных систем с 2018 г. составил 21% и к 2022 г. достиг 30,6 млрд долл., из которых 39% сформировали страны Азии, 26% — Северной Америки и 22% — государства Европы. По типу конструкции на мировом рынке 81% занимают роторные беспилотные воздушные суда (преимущественно мультироторные, а также вертолетные), беспилотные воздушные суда самолетного и смешанного типов занимают 12 и 7% рынка соответственно.

Структуру мирового рынка беспилотной авиации по отраслевому признаку на 79% формирует сектор оказания услуг с помощью беспилотных авиа­ционных систем. Другие сегменты рынка — производство беспилотных авиационных систем и комплектующих, а также разработка программного обеспечения — занимают 17 и 4% рынка соответственно.

На сегодняшний день лидирующими отраслями в мире по объему заказанных услуг с применением беспилотных авиационных систем являются энергетический сектор (14%), строительство (12%) и сельское хозяйство (9%). Более 60% заказов приходится на мелкосегментированные отрасли.

Самые популярные виды работ, осуществляемых с помощью беспилотных авиационных систем, наблюдаются в области геодезии и картографии (34%), патрулирования объектов (25%), воздушных съемок — 10%.

На рынке беспилотной авиации в 2022 г. доминируют США и КНР. Штаты имеют первенство в сегменте оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем, в то время как Китай является мировым лидером в сегменте производства беспилотных авиационных систем (более 80% произведенных в мире таких систем приходится на эту страну).

Одним из ключевых факторов, которые будут поддерживать стабильный рост мирового рынка, является увеличение инвестиционной активности. С 2018 г. объем инвестиций в развитие рынка беспилотных авиационных систем вырос более чем в девять раз, составив почти 7 млрд долл. в 2021 г., из которых около 75% обеспечили США и Китай, что в первую очередь определяет лидерство компаний из этих стран на рынке.

По прогнозу экспертов, при условии сохранения заинтересованности государственных органов и бизнеса мировая индустрия беспилотных авиационных систем к 2030 г. может вырасти в 1,8 раза, достигнув 55,8 млрд долл.

Развитие БАС в РФ

Что касается внутреннего рынка, первые беспилотные авиационные системы для гражданских целей начали появляться еще в СССР в 1960—1970 гг., однако развитие рынка началось только в начале XXI в. По итогам 2022 г. объем российского рынка беспилотных авиационных систем и услуг с их применением составил около 50 млрд руб., что менее 1% мирового рынка.

Экспертная оценка объема российского производства беспилотных авиационных систем и их компонентов составляет 16—20 млрд руб. в год. Аналитики ожидают, что к концу текущего года объем российского рынка БАС, в том числе используемых для оказания услуг, составит более 50 млрд руб.

С 2018 по 2022 г. рост российского рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27%, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы. Наибольший рост рынка беспилотных авиационных систем на уровне 150% в год отмечен в 2019 г., что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для беспилотных воздушных судов по правилам визуальных полетов на высоте до 150 м.

Экспорт беспилотных авиационных систем в 2018—2022 гг. составил до 600 млн руб. Он осуществлялся в Судан (62%), Венесуэлу (12%), Узбекистан (9%) и другие страны.

Усредненная структура выручки на российском рынке беспилотных авиационных систем на 75% формируется за счет реализации услуг с применением БАС и на 25% — за счет реализации таких систем и их компонентов, включая программное обеспечение.

Наиболее популярными видами услуг с применением беспилотных авиационных систем в прошлом являлись мониторинг нефте- и газопроводов, электросетей (около 40%), авиационно-химические работы в сельском хозяйстве (около 20%), световые шоу (около 12%), работы в целях лесоустройства (около 7%), обследование объектов капитального строительства (около 7%), перевозка грузов (около 6%), картография и кадастр (около 5%) и аэромагнитная разведка (около 3%).

Организации отрасли беспилотной авиации имеют диверсифицированное производство. В номенклатуру их продукции входят БАС различных типов. Семь из десяти российских изготовителей беспилотников (около 70%) делают акцент на разработке и эксплуатации беспилотных воздушных судов мультироторного типа. В 2023—2026 гг. планируется обеспечить производство почти 39 тыс. мультироторов (без учета образовательных), что составит 75% выпуска беспилотных воздушных судов в натуральном выражении.

Производство беспилотников самолетного типа ожидается от каждого третьего изготовителя, 22% организаций также производят беспилотные воздушные суда самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой, 7% — вертолетного типа. Однако основу компетенций российских производителей, сформированную за счет достижений в области беспилотных воздушных судов государственной авиации, составляет производство беспилотных авиационных систем самолетного и вертолетного типов.

При рассмотрении российского рынка с точки зрения конечного потребителя коммерческий сегмент является преобладающим. Потребительский сегмент внутри страны представлен БАС с максимальной взлетной массой до 3 кг для личного пользования преимущественно иностранного производства. Ежегодный текущий объем данного сегмента оценивался в 2022 г. в диапазоне 2—3 млрд руб.

Существенный вклад в использование беспилотных авиасистем и предоставление услуг с их применением вносит госсектор. С 2018 по 2022 г. в рамках госзакупок было заключено почти 2 тыс. контрактов на сумму более 13 млрд руб. Около 35% контрактов заключили бюджетные и автономные учреждения, компании с государственным участием в капитале, 65% контрактов заключили органы госвласти и органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения (за счет бюджетных средств).

По отраслевой принадлежности около 30% заказчиков относятся к сфере обороны, безопасности, обеспечения правопорядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 26% — к сфере науки и образования, 10% — к государственному и муниципальному управлению, 34% — к прочим сферам.

Несмотря на незначительный вклад в ВВП, российский рынок беспилотной авиации обладает внушительным потенциалом. Согласно отраслевой стратегии, к 2030 г. число реализованных БАС на рынке РФ оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. — к 2035 г. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд руб. и более чем 220 млрд руб. соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 г. эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных БАС.

Развитию рынка дополнительно будут способствовать такие факторы, как:

  • сложная транспортная связанность отдельных территорий РФ. Более 30 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения наземным транспортом, 70% из них не располагают инфраструктурой для приема пилотируемых воздушных судов;

  • большая протяженность инфраструктурных объектов и площадь хозяйственных территорий. Общая протяженность трубопроводов в РФ составляет более 900 тыс. км, общая протяженность электрических сетей — почти 2650 тыс. км, протяженность железных дорог — 124 тыс. км, протяженность автомобильных дорог общего пользования — почти 1510 тыс. км, площадь лесов достигает 815 млн га, а земель сельхозназначения — 380 млн га.

По оценке экспертов, наибольший потенциал для расширения применения беспилотной авиации в РФ имеется в сельском хозяйстве, создании и актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов.

С 1 января 2024 г. нацпроект «Беспилотные авиационные системы» должен заработать в полную силу. Сейчас власти работают над реализацией мер, которые позволят запустить эту работу. В планах — до конца года принять ряд нормативных правовых актов для развития сервисов, внедрения финансовых мер поддержки потребителей, разработчиков и производителей БАС. Также поставлена задача по разработке развернутого плана производства разных типов беспилотников, ориентированного в том числе на удо­влетворение государственного гражданского заказа.

 

Показатели развития беспилотной авиации, базовый сценарий

Наименование показателя

План на 2023—2026 гг.

План на 2027—2030 гг.

Прогноз на 2031—2035 гг.

Объем российского рынка беспилотных авиационных систем (с учетом потребности в рамках услуг), ед.

372 700

684 500

989 500

Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объеме российского рынка беспилотных авиационных систем, %

52

70

80

Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объеме государственных закупок беспилотных авиационных систем, %

60

80

90

Уровень технологического суверенитета беспилотной авиации (коэффициент)

2,5

1,5

1,2

Количество произведенных российских беспилотных авиационных систем, ед.

52 100

105 500

177 700

Источник: Стратегия развития беспилотной авиации РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г.