Документы по реализации при камеральной проверке декларации по НДС

| статьи | печать

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 05.06.2023 № Ф08-4870/2023 по делу № А53-20390/2022 признал незаконным истребование у компании в ходе камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению документов по операциям реализации, отраженным в книге продаж.

Суть дела

Компания 22 октября 2021 г. представила в инспекцию декларацию по НДС за III квартал с суммой налога к возмещению. Камеральная проверка декларации проводилась с 22 октября по 22 декабря 2021 г. Налоговики требованиями от 16 и 17 декабря 2021 г. истребовали у компании документы, относящиеся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж. Эти требования были направлены компании 22 декабря 2021 г. после окончания камеральной проверки, по результатам которой 29 декабря 2021 г. НДС был компании возмещен.

Поскольку компания не представила запрошенные документы, инспекция 1 февраля 2022 г. составила акт и привлекла компанию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению налоговиков, требования были выставлены в рамках проведения камеральной проверки на основании ст. 93 НК РФ. Отсутствие в этих требованиях указания на противоречия и несоответствие сведениям, содержащимся в представленных документах, имеющихся у налогового органа, не противоречит действующему законодательству. Для подтверждения правомерности заявленных вычетов налоговому органу необходимо в совокупности проанализировать как документы, относящиеся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, так и документы, относящиеся к вычетам, отраженным в книге покупок. В силу действующего законодательства налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, и непредставление таких документов является основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Компания попыталась обжаловать действия инспекции в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков о привлечении к ответственности недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что в общей сложности инспекцией в ходе проверки были выставлены 25 требований о представлении документов (информации). Запрошенные в оспариваемых требованиях документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок и не являются основанием для формирования налоговых вычетов. Поскольку проверяющие лица при проведении проверки должны руководствоваться нормами п. 8 ст. 88 НК РФ, ими могут быть истребованы только документы, подтверждающие вычеты, отраженные в книге покупок.

Компанией представлен пакет документов (более 5300 штук), в том числе: договоры, счета-фактуры, акты сдачи-приемки услуг, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие правомерность формирования налоговых обязательств. Представленные компанией документы вполне достаточны для проведения инспекцией камеральной проверки по представленной декларации. В ходе проверки какие-либо противоречия в представленных документах, нарушения, недостатки инспекцией не выявлены.

Кроме того, спорные требования были направлены компании 22 декабря 2021 г. после окончания проверки, срок проведения которой не продлен. Следовательно, нет оснований для выводов о том, что запрашиваемые документы связаны с проведением камеральной проверки, в том числе в порядке п. 8.1 ст. 88 НК РФ.

Отметим, что к таким же выводам АС Северо-Кавказского округа пришел и в постановлении от 03.04.2023 № Ф08-2113/2023 по делу № А53-20394/2022, рассматривая аналогичную ситуацию.

Вывод о том, что в рамках камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению истребованию подлежат лишь те документы, которые поименованы в ст. 172 НК РФ как основания налоговых вычетов, содержится и в постановлении АС Северо-Западного округа от 18.01.2021 № Ф07-15509/2020 по делу № А56-38742/2020.