В пояснительной записке к поправкам1
указывалось, что введение упрощенной регистрации объектов незавершенного строительства, включенных в реестры, должно способствовать сокращению количества «недостроев». Такой порядок должен ускорить и упростить реализацию управленческих решений по сносу, приватизации или продолжению строительства объектов незавершенного строительства.
Теперь регистрация таких объектов будет происходить без составления технического плана на основании декларации, содержащей технические сведения об объекте.
При этом государственная регистрация перехода права на объект незавершенного строительства, возникшего на основании сделок, ограничения права на объект незавершенного строительства или обременения объекта, а также сделок с ним допускается только после уточнения сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ.
С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и госрегистрации объектов незавершенного строительства могут обратиться государственный орган РФ, субъект РФ или орган местного самоуправления, за счет средств бюджета которого строился данный объект.
Разработчики, обосновывая необходимость внесения поправок в закон, никак не прокомментировали в своих пояснениях целесообразность постановки на кадастровый учет и госрегистрации прав на объекты незавершенного строительства, подлежащие сносу. Между тем при принятии решения о приватизации объекта незавершенного строительства и осуществлении перехода прав в любом случае придется проводить кадастровые работы, вопрос эффективности нового механизма регистрации объектов незавершенного строительства остается открытым.
Следует отметить, что закон не предусматривает госрегистрацию прав на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства. Статус такого участка может оставаться неопределенным до момента осуществления перехода прав на объект незавершенного строительства.
Закон также устанавливает, что Росреестр не будет нести ответственность за убытки, которые возникают в связи с осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов незавершенного строительства, включенных в федеральный или региональный реестры.
Более того, Росреестр не будет нести ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании:
-
документов, подтверждающих права на недвижимое имущество, признанных судом недействительными;
-
нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки;
-
созданных и переданных в орган регистрации прав МФЦ электронных образов документов в случае нарушения таким центром законных требований.
С Росреестра снимается ответственность и за убытки, в том числе ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан, которые возникли в связи с нарушениями требований законодательства о градостроительной деятельности, допущенными при строительстве, реконструкции ОКС, которые прошли государственную регистрацию.
1 https://sozd.duma.gov.ru/bill/328226-8.