Деловая активность туристической отрасли взяла новую вершину постковидного периода

| статьи | печать

В 1-м полугодии текущего года она существенно превзошла результативность ближайших прошедших сезонов 2021 — 2022 гг., констатируют ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

В обзоре ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Деловая активность туристических и санаторно-курортных организаций России: тенденции внутреннего и выездного туризма» говорится, что динамика развития туристической отрасли России сохранила специфику акцентированной структурной перестройки и по итогам 1-го полугодия 2023 г. достигла самого высокого уровня деловой активности с момента глобальной коронакризисной деформации 2020 г.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в туристической отрасли во II квартале 2023 г. вышел на отметку +15%, что на 14 и 12 п.п. выше, чем в аналогичных периодах 2022 и 2021 гг. соответственно. Ученые ЦКИ отмечают, что такая интенсивность восстановительного роста достигнута в организациях впервые, что обусловило практически полное нивелирование разрыва с доковидным периодом.

Одновременно текущий туристический сезон сопровождался новым импульсом роста деловой активности в организациях, оказывающих в российских регионах санаторно-курортные услуги: ИПУ во II квартале продолжил начавшийся в 2022 г. рост и достиг +28%. Данное значение предпринимательской уверенности стало максимальным с 2012 г., когда Росстат запустил мониторинг в сфере услуг.

Наибольший вклад в достигнутую интенсивность развития туристической отрасли в текущем сезоне обеспечен прежде всего возросшим уровнем динамики спроса на рынке внутреннего туризма. Согласно результатам опроса, доля организаций, руководители которых оценили сложившийся во II квартале 2023 г. уровень заказов как «достаточный», по сравнению с прошлым годом возросла с 43 до 57%. Относительно начала текущего года более трети респондентов констатировали увеличение востребованности услуг по организации туров по России; снижение — менее 20%.

Услуги по выездному туризму характеризовались аналогичными поступательными тенденциями год к году, однако по общей динамике уступали внутреннему. Достаточный уровень спроса услуги констатировали около 40% респондентов, а рост активности к I кварталу этого года отмечался в 27% организаций.

В начале 2-го полугодия 2023 г. увеличения портфеля заказов на услуги по организации отдыха в регионах России ожидает половина опрошенных респондентов; на организацию услуг отдыха за пределами страны — около трети.

«Анализ мнений респондентов относительно результативности основных операционных показателей деятельности организаций туристической сферы услуг (спрос, объем услуг, численность занятых, прибыль, экономическая ситуация) свидетельствует о преобладании позитивных оценок над негативными. В результате большинство отрицательных балансовых значений во II квартале сменилось положительными», — констатирует заместитель директора ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола.

Она отмечает, что формирование позитивной траектории развития большинства организаций в текущем году в первую очередь обусловлено высокой динамикой спроса и ростом объема оказанных услуг (балансы значений составили +16 и +17%), возросшей конкурентоспособностью на рынке (+4%), прибылью (+6%), а также улучшившейся экономической ситуацией (+3%). Эксперт ЦКИ также отмечает, что полученные результаты заметно контрастируют в годовом выражении — еще в прошлом году многие из указанных показателей демонстрировали выраженные отрицательные значения.

Одновременно внимание аналитика ЦКИ обращает на себя совокупность составляющих экономической активности санаторно-курортных организаций. В текущем году все без исключения показатели транслировали высокие позитивные оценки респондентов, отражающие сложившийся крайне благоприятный деловой климат в организациях. Прежде всего это прослеживается в оценках спроса, оказанного объема услуг, прибыли и экономической ситуации.

Динамика деловой активности в разрезе федеральных округов и, соответственно, отдельных регионов демонстрировала выраженную индивидуальную специфику формирования траектории развития туристической отрасли России в течение года.

Не только по сравнению с летним туристическим сезоном 2022 г., но и впервые за всю историю наблюдений наибольшую динамичность развития показали организации, оказывающие туристические услуги, сконцентрированные в Сибирском (значение ИПУ во II квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 25 п.п., до +27%), Северо-Западном (на 21 п.п., до +38%), Центральном (на 16 п.п., до +14%), Дальневосточном (на 16 п.п., до +13%) федеральных округах. Одновременно существенное восстановление предпринимательской уверенности обозначено в формирующемся туристическом кластере Северо-Кавказского федерального округа.

«Следует отметить, что наращивание туристических потоков в данных федеральных округах сопровождается и тесно сопряжено с активным развитием действующих санаторно-курортных организаций в отдельных регионах-представителях. Так, например, более детальный анализ каждого из приведенных федеральных округов позволил выявить регионы, в которых в настоящее время динамика деловой активности санаторно-курортных услуг наиболее высокая и имеет очевидный прогресс с прошлым годом», — подчеркивает И. Лола.

В Центральном федеральном округе наибольшее внимание с точки зрения уровня деловой активности привлекает Липецкая область — индекс предпринимательской уверенности санаторно-курортных организаций во II квартале составил +34%.

В Северо-Западном федеральном округе эксперт ЦКИ выделяет Республику Карелию и Калининград (ИПУ составил +33 и +8% соответственно). Санкт-Петербург по сравнению с прошлым годом несколько ослабил динамику соответствующего вида услуг, но по-прежнему остается высоко востребован (ИПУ — +28%). Сибирский федеральный округ прежде всего был представлен заметно возросшей деловой активностью организаций санаторно-курортных услуг Алтайского края и Иркутской области. В Дальневосточном округе рост услуг зафиксирован в организациях Приморского края.

Северо-Кавказский федеральный округ определяется заметным подъемом предпринимательской активности санаторно-курортных услуг сразу в четырех его субъектах — Республике Дагестан, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольском крае.

Одновременно, исходя из полученных данных, благоприятный деловой климат с тенденцией позитивной корректировки в годовом выражении выявлен в Московской области, Татарстане, Республике Крым и Краснодарском крае, говорится в обзоре ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Текущие и ожидаемые в III квартале 2023 г. оценки спроса на внутренний и выездной туризм, доля организаций от общего числа, %

Оценки

Внутренний туризм

Выездной туризм

II кв. 2022

II кв. 2023

II кв. 2022

II кв. 2023

Достаточный уровень спроса

43

57

13

40

Увеличение спроса к предыдущему кварталу

32

36

13

27

Уменьшение спроса к предыдущему кварталу

24

18

47

30

Увеличение спроса в III квартале 2023 г.

-

38

-

31

Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата

К сведению

Как вырос внутренний туризм в России за четыре года

«СберАналитика» представила результаты исследования туристической отрасли в России. Для анализа использовались обезличенные ретроспективные данные о количестве туристических поездок и тратах отдыхающих.

Исследование показало, что за четыре года — сравнивались данные I квартала 2019-го и I квартала 2023 г. — внутренний туризм в стране вырос на 50%. Максимальный рост показали Карачаево-Черкесия (в 3,1 раза), Кабардино-Балкария (в 2,2 раза) и Тюменская область (в 1,8 раза).

Главными центрами притяжения туристов по-прежнему остаются Москва (13,6% — доля от общего турпотока в текущем году), Московская область (12,7%), Санкт-Петербург (8,6%) и Краснодарский край (7,1%). На Кубани, отмечают авторы исследования, гости останавливаются дольше всего. Также в продолжительные поездки (неделя и дольше) отдыхающие едут в Ставропольский и Алтайский края, Калининградскую область, Камчатский край и Сахалинскую область.

Нетипичные для массового отдыха регионы, такие как Ингушетия или Чукотский автономный округ, чаще выбирает молодежь. Туристов особенно привлекают всесезонный курорт «Армхи» (Ингушетия) и заповедник «Остров Врангеля» (Чукотка).

Люди постарше предпочитают Ставрополье с Нарзанной галереей, Москву с усадьбами и соборами и морские курорты Краснодарского края. Средний возраст туриста в этих регионах — 42 года (учитывались люди, которые самостоятельно совершают покупки).

Станислав Карташов, вице-президент, директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, добавляет: «Мы живем в эпоху быстрых перемен. И поэтому, чтобы принимать верные решения, и государству, и бизнесу важно отслеживать экономические тренды в режиме реального времени. Именно для этого мы разработали аналитическую панель „Туризм“. Проведенное с ее помощью исследование показало, что внутренний туризм в России за четыре года вырос в полтора раза. Этот тренд говорит о том, что отрасль становится одним из драйверов экономического роста в стране. Мы продолжим отслеживать ситуацию и предлагаем органам государственной власти и предпринимателям использовать панель „Туризм“ в решении управленческих задач».

Исследования «СберАналитики» строятся на агрегированной обезличенной информации о потребностях и предпочтениях 106 млн покупателей и 6 млн юрлиц, а также данных более чем из 70 внутренних и внешних источников, что позволяет детально анализировать различные рынки с учетом их отраслевой и региональной специфики.