Три сценария развития российского здравоохранения

| статьи | печать

Написали их ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН с горизонтом до 2035 г. и представили в докладе о потенциальных возможностях роста отечественной экономики. Интересно, что среди сценариев нет традиционного пессимистичного — вероятно, под ним надо понимать в данном случае базовый вариант.

В современной российской экономике, отмечают эксперты ИНП, сектор здравоохранения обеспечивает 7,9% занятости и производит 3,1% добавленной стоимости. Его удельный вес в экономике страны постепенно растет, но по-прежнему значительно уступает параметрам развитых зарубежных стран.

Рассмотрев государственное финансирование медицины с последних лет прошлого века, авторы исследования констатируют, что осуществлялось оно исходя не из потребностей населения в получении соответствующих услуг, а преимущественно — из имеющихся в наличии ресурсов бюджетной системы. В результате уровень бюджетных расходов на здравоохранение в течение 2011—2020 гг. стагнировал на уровне 3,2—3,5% ВВП.

Тем не менее за период с 1995 по 2019 г. удалось в 3,1 раза (в реальном выражении) увеличить подушевые объемы государственного финансирования здравоохранения (в два раза — за период 2001—2006 гг.) при росте ВВП за тот же период в два раза. При этом ученые указывают, что фактор снижения численности населения обеспечил не более 10 п.п. из общего на всем периоде прироста подушевого финансирования.

По их данным, частные расходы на здравоохранение включают расходы населения на платные услуги (33% в 2020 г., 37% в 2019 г.), в том числе медицинские услуги (29% в 2020 г., 32% в 2019 г.) и санаторно-курортные услуги (4% в 2020 г., 6% в 2019 г.), а также расходы на лекарственные средства и медицинские товары (68% в 2020 г., 62% в 2019 г.). Специалисты ИНП отмечают, что, в отличие от государственных расходов на здравоохранение, не все частные расходы учитываются в официальной статистике, о чем свидетельствуют данные социологических опросов. Несмотря на то что их объем недооценен, доля частных расходов в общем объеме расходов на здравоохранение в России (33—39% в 2018—2020 гг.) выше, чем во многих развитых странах мира.

Что необходимо

Переход к новой модели здравоохранения, повышению доступности и качества медицинских услуг требует значительно большего объема государственного и частного финансирования, считают авторы исследования. В кризисном 2020 г. расходы бюджетной системы на здравоохранение возросли до 4,6% ВВП, а общие расходы — до 6,9% ВВП. Для перехода к новой модели здравоохранения необходимо увеличить долю общих расходов на развитие этой сферы с 5,6% ВВП в 2019 г. (за счет средств бюджета — 3,5% ВВП) до 7,5—8% в 2024 г. (5,0—5,2%) и 9,0—10,5% к 2035 г. Это будет означать постепенное приближение России по этому показателю к его текущему уровню, характерному для развитых стран (Нидерланды — 10% ВВП, Великобритания — 10,3% в 2019 г.).

Первоочередные меры в создании новой модели здравоохранения должны быть направлены на решение проблем кадрового обеспечения, повышения статуса медицинских работников, внедрения системы достойной оплаты труда в секторе. Таковых эксперты ИНП называют семь:

1. Для обеспечения эффективной системы перераспределения медицинских кадров между территориями необходимо, чтобы условия работы и заработной платы были сопоставимы. В настоящее время, несмотря на реализацию майских указов и достижение установленных соотношений заработных плат в регионах, не произошло повышения конкурентоспособности отстающих в уровне экономического развития регионов на внутреннем рынке.

2. Сложившаяся в последние годы тенденция сокращения численности среднего и младшего медицинского персонала привела к росту нагрузки на врачей, ухудшению качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения. Поэтому в настоящее время необходимо принимать меры, направленные на рост числа данных категорий работников. Целесообразно предусмотреть ряд образовательных программ для таких категорий медицинских кадров, которые расширили бы их функционал и позволили частично снизить нагрузку на врачей.

3. Необходимо также пересмотреть подходы к определению уровня заработной платы среднего медицинского персонала, которая в настоящее время формально приравнивается к заработной плате младших медицинских работников, что делает профессию непривлекательной.

4. Наряду с увеличением численности младшего и среднего медицинского персонала для повышения эффективности системы здравоохранения назрела потребность в значительном увеличении числа технических специалистов, обслуживающих медицинское оборудование и участвующих в обработке данных.

5. Целесообразен возврат финансирования службы скорой помощи, а также медицинских учреждений, специализирующихся на лечении инфекционных заболеваний (эпидемий), из системы ОМС к сметному финансированию.

6. Необходимо кратное увеличение расходов государства и бизнеса на научные исследования в области медицины, биотехнологий, разработки лекарственных средств — с 0,04% ВВП до 0,3—0,4% ВВП, соответствующее уровню развитых стран.

7. Остроактуальным аналитикам ИНП представляется расширение понятия персонализированного подхода при оказании медицинских услуг не только как сферы внедрения цифровых технологий, но и в форме разработки персональных программ лечения граждан в зависимости от поставленного диагноза и наличия индивидуальных характеристик уровня здоровья и переносимости лекарственных препаратов.

Сценарии

В зависимости от степени реа­лизации мероприятий, направленных на развитие сектора здравоохранения, ученые института разработали три сценария прогноза: базовый, умеренно оптимистичный и оптимистичный.

Базовый вариант предполагает сохранение сложившихся тенденций в секторе. Основные приоритеты сконцентрированы на отдельных направлениях медицины и социального обеспечения, указанных в документах стратегического планирования. Ограниченные финансовые ресурсы и фрагментарная поддержка отрасли обеспечат достижение целей, установленных в национальных проектах, но не позволят совершить «прорыв» в секторе в целом и вывести его на уровень, сопоставимый с развитыми странами.

Умеренно оптимистичный вариант предполагает переход к новой модели здравоохранения, включая создание новой системы оплаты труда и преодоление в основном кадровых дисбалансов. Для реализации всех мероприятий, направленных на выход на новую траекторию развития сектора, расходы на финансирование отрасли повысятся до 9,1% ВВП к 2035 г.

Оптимистичный вариант ориентирован на достижение показателей развитых стран по уровню развития здравоохранения, образования и науки. Расходы на здравоохранение достигнут 10,3% ВВП к 2035 г., при этом существенно возрастет фондовооруженность медицинских кадров передовым оборудованием. Доля инвестиций в основной капитал в общих расходах на здравоохранение повысится с 8,2% в 2020 г. до 12,5—13% в 2025—2030 гг. с последующим снижением до 10,5% к 2035 г. Этот сценарий позволит добиться существенного улучшения показателей уровня здоровья населения, в частности, ожидаемая продолжительность жизни к 2035 г. может достигнуть уровня развитых стран — 84,6 года. Первый из перечисленных выше вариантов (базовый) предполагает устранение части диспропорций в кадровом обеспечении системы здравоохранения.

Однако при отсутствии мероприятий, направленных на принципиальное изменение условий труда (их выравнивание между регионами и территориями), территориальные диспропорции в обеспеченности сектора здравоохранения кадрами сохранятся. В этом случае рост числа врачей по наиболее востребованным направлениям приведет к миграции специалистов в регионы с более благоприятными социально-экономической ситуацией и условиями труда, что в итоге сохранит неравномерность распределения нагрузки на врачей между территориями и не приведет к повышению качества предоставляемых медицинских услуг в отстающих регионах.

Реализация базового варианта обеспечит рост заработной платы врачей, по ППС, к уровню 2019 г. на 122% в 2024 г. и на 153,8% — в 2035 г. При этом разрыв с западными странами по данному показателю сократится несущественно — в 2035 г. заработная плата врачей в России, по ППС, окажется ниже текущего уровня оплаты труда специалистов Германии в 3,2 раза.

Как ожидают эксперты ИНП, реализация дополнительных мер и увеличение финансирования сектора приведут к снижению уровня смертности на 600 человек на 100 тыс. населения к 2035 г. Это позволит обеспечить достижение национальной цели — увеличения ожидаемой продолжительности жизни — на 13,1 года к концу периода (до 84,6 года), а также снизить потери ВВП от избыточной смертности на 1,3% к концу периода (по отношению к базовому варианту).

Улучшение здоровья населения, имеющее отражение в ожидаемой продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни, окажет значимый эффект на рост российской экономики. Если в базовом варианте наращивание ресурсов здравоохранения добавит к ВВП 2030 г. 0,8 п.п. (около 0,1 п.п. в год), то в оптимистичном варианте ВВП России прирастет в 2030 г. дополнительно на 6 п.п. (0,6 п.п. в год), прогнозируют ученые ИНП РАН.

 

Сравнение сценариев развития сектора здравоохранения к 2035 г.

Показатель

Существующая модель

Перспективная модель

Оптимистичный вариант

Базовый вариант

Умеренно оптимистичный вариант

Расходы на здравоохранение к ВВП, %

 

6,2—6,3

9,0—9,1

10,3—10,5

из них: расходы бюджетной системы

 

4,0—4,2

6,0—6,1

6,5—6,7

частные расходы

 

2,2

3,0

3,7

Доля инвестиций в основной капитал в расходах на здравоохранение, %

 

7,0—7,2

9,2—9,4

10,5—11,0

Фондовооруженность, тыс. долл. США в ценах 2018 г. на одного занятого в секторе

 

38—40

67—70

82—85

Численность занятых, млн чел.

 

5,2—5,3

5,8—6,0

6,5—6,6

из них: врачи, тыс. чел.

 

810

920

980

средний медицинский персонал (СМП), тыс. чел.

 

2020

2450

2720

Соотношение численности СМП и врачей

 

2,5

2,7

2,8

Источник: ИНП РАН