Особенности досудебного порядка обжалования: что нужно знать заявителю

| статьи | печать

С 01.01.2023 вступила в силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которая уточняет правила об обязательном досудебном обжаловании решений органов госконтроля в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Эксперт поделился с «ЭЖ-Юрист», как теперь обжаловать такие решения

Обязательный досудебный порядок обжалования означает, что перед обжалованием в суд необходимо в обязательном порядке подать жалобу в контрольный (надзорный) орган, который принял обжалуемое решение или совершил обжалуемое действие. И только после рассмотрения жалобы контрольным органом, можно обратиться в суд. В противном случае такой иск будет возвращен судом заявителю.

Данный механизм внедряется поэтапно. 

С 01.07.2021 обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется в отношении видов контроля, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663. В этот перечень вошли 59 видов федерального государственного контроля (надзора). В перечне отсутствовали виды регионального и муниципального контроля.

С 01.01.2023 досудебное обжалование становится обязательным для всех видов контроля, включая региональные и муниципальные уровни. Судебное обжалование решений КНО, действий или бездействия его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.

Исключение составляют случаи обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Кроме этого, положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система досудебного обжалования не применяется в данном виде муниципального контроля. В этом случае все жалобы направляются напрямую в суд.

Важной особенностью нового механизма является то, что все жалобы подаются только в электронном виде через портал государственных услуг. Направление жалоб на бумаге законом не допускается. Цифровая платформа, специально для этого созданная, является удобным и интуитивно понятным сервисом коммуникации с контрольными органами, что само по себе облегчает работу бизнеса, позволяет сократить время, расходы на юристов.

За время работы системы механизм досудебного обжалования стал не просто сервисом подачи жалоб в рамках контрольной деятельности, но и дополнен функционалом обратной связи, в том числе по вопросам нарушения моратория на проведение проверок.

Как следует из статистики «в 2022 году поступило 9071 обращение от бизнеса. Из этого числа: 5281 (58,2 %) жалоба составляет ходатайства, 3693 (41,7 %) жалобы пришлись на решения и (или) действия, 97 (1,1 %) — на тему моратория». В ЦСР также отметили, что «по ходатайствам более 82% решений принято в пользу заявителя, по жалобам на решения и (или) действия сотрудников контрольных органов 32% — полностью или частично в пользу заявителя.»[1]

Анализ указанных цифр позволяет сделать вывод, что досудебное обжалование – сравнительно действенный механизм. Например, треть заявителей, обжалующие действия и решения контрольных органов (это предписания и иные) добились удовлетворения своих требований на стадии досудебного обжалования. При этом, учитывая цифровой характер взаимодействия, фактически не выходя из офиса, используя бесплатную платформу. Срок рассмотрения жалоб тоже достаточно оптимален. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Бесспорно, в некоторых случаях наличие обязательного досудебного порядка удлинит путь бизнеса. Например, в сложных случаях, понимая, что контрольный орган откажет в удовлетворении жалобы, у бизнеса нет выбора сразу обратиться в суд. Придется все-таки пройти процедуру досудебного обжалования. Однако в рамках оценки работы всей системы контрольной (надзорной) деятельности введение обязательного досудебного обжалования должно сказаться положительно. Контрольные органы будут вынуждены более взвешенно относится к принятию решений, заниматься анализом последствий, в том числе учитывая опыт обжалования. Тем самым система досудебного обжалования работает и на цель  создания клиентоцентричного контроля. 


[1] https://t.me/masterskaya_knd/613