ФАС России разъяснила некоторые нормы законодательства в части маркировки интернет-рекламы

| статьи | печать

В письме от 03.10.2022 № КТ/90922/22 ФАС России раскрывает особенности применения рекламодателями ч. 12, 15, 16 ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе» (далее — Закон) в части обязательной маркировки интернет-рекламы, требований к порядку размещения рекламы в интернете и порядку взаимодействия различных органов исполнительной власти по данному вопросу. Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

В соответствии с письмом в настоящее время прорабатывается вопрос по заключению соглашения о межведомственном взаимодействии (ч. 15 ст. 18.1 Закона) между ФАС и Роскомнадзором. Такое взаимодействие необходимо в случаях, когда распространенную информацию нельзя однозначно определить как рекламную. В спорных ситуациях именно ФАС, и только она, может дать верную правовую квалификацию. В соглашении будут определены порядок и сроки взаимодействия органов.

Маркировка рекламы

ФАС подчеркивает, что маркировка для рекламных интернет-публикаций должна быть единообразной — размещение любой рекламы в интернете должно сопровождаться пометкой «реклама». Использование иной пометки не предусмотрено ст. 18.1 Закона.

Таким образом, необходимо заменить пометки, которые использовались ранее, например: «на правах рекламы», «партнерский пост», «оплаченная публикация». Возможные варианты маркировки рекламных публикаций в интернете:

  • Реклама. Рекламодатель ООО «___»;
  • Реклама. ООО «___»;
  • Реклама. сайтрекламодателя.ru.

Идентификаторы рекламы (токены)

Частью 17 ст. 18.1 Закона предусмотрено, что распространение рекламы в интернете допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы. Идентификаторы для рекламных сообщений выдаются только операторами рекламных данных (ОРД). Без идентификатора распространять рекламу нельзя.

Но по состоянию на 11.10.2022 ни одна из компаний — кандидатов в ОРД соответствующий статус не получила. Поэтому ФАС поясняет: пока комиссия Роскомнадзора не вынесла специального решения о наделении компаний статусом ОРД и пока реестр ОРД не сформирован, основания для привлечения к ответственности за распространение рекламы без токена отсутствуют.

Ответственность за нарушение закона

В статье 38 Закона ответственность распределена между участниками рекламного рынка. В ней перечислены случаи наказания в отношении рекламодателя (ч. 6), рекламораспространителя (ч. 7), оператора рекламной системы (ч. 7.1), рекламопроизводителя (ч. 8).

В случае маркировки ответственность рекламораспространителя указана в ч. 7 ст. 38 Закона: «Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных <...> частью 16 статьи 18.1 <...> настоящего федерального закона». Статья 18.1 Закона касается только случаев отсутствия в рекламных сообщениях пометки «реклама» и указания на рекламодателя рекламы или его сайт. Получается, что даже с момента формирования реестра ОРД и выдачи токенов штраф может быть наложен только на рекламораспространителя и только за отсутствие в рекламе слова «реклама» и указания на рекламодателя.

Следовательно, для остальных участников рекламного рынка штраф не предусмотрен, так как ст. 38 Закона не содержит оснований для этого.

Стоит отметить, что ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение общих требований законодательства о рекламе) в теории может быть применена в случае размещения рекламы без идентификатора.

Но и ФАС, и Роскомнадзор заявляли, что в ближайшее время не будут накладывать штрафные санкции, поскольку учет интернет-рекламы должен пройти «апробацию».опросу. Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.