Российский реальный сектор встретил санкционный шок в устойчивом финансовом состоянии

| статьи | печать

Предприятия успели восстановиться от последствий роста долговой нагрузки, возникшей в процессе борьбы с коронакризисом, и обладают потенциалом для принятия дополнительной долговой поддержки без потерь для финансовой устойчивости.

Таковы главные выводы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в разделе новых «Тринадцати тезисов об экономике», посвященном финансовой ситуации в отраслях реального сектора.

Рентабельность и «ножницы» цен

Ученые ЦМАКП отмечают, что в 2021 г. наблюдалось улучшение либо неухудшение ситуации с рентабельностью продаж практически во всех отраслях российской экономики. Из доступных данных они заключают, что та же тенденция сохранилась и в начале 2022 г. — несмотря на развертывание санкционного кризиса.

В числе наиболее выигравших находятся по большей части отрасли, осуществляющие экспорт сырья. К ним относятся: добыча угля, сырой нефти и природного газа, прочих полезных ископаемых, деревообработка, производство бумаги и бумажных изделий, химических веществ и химических продуктов. Среди выигравших также отрасли, относящиеся к производству конструкционных материалов — резиновых и пластмассовых изделий, стройматериалов, металлоизделий.

Анализ показывает его авторам, что ключевым фактором, влиявшим на изменение уровня рентабельности отраслей, был разрыв между динамикой цен на производимую отраслью продукцию и динамикой цен на элементы затрат (рабочая сила, сырье, материалы и комплектующие) — так называемые «ножницы» цен. В целом в периоды, когда динамика цен на конечную продукцию была выше роста стоимости затрат, наблюдалось улучшение ситуации с рентабельностью.

Выигрыш предприятия этих отраслей получили за счет намного более быстрого роста отпускных цен по сравнению с удорожанием издержек. Это эксперты ЦМАКП объясняют благоприятной ценовой конъюнктурой глобальных сырьевых рынков (они восстанавливались после коронакризиса в 2021 г., а в 2022 г. продолжали разогреваться даже в условиях нового шока). Исключение составляют лишь производители стройматериалов, разогрев отпускных цен у которых был обусловлен ростом строительной активности в России.

Специфической авторы анализа называют ситуацию в отраслях, производящих компьютеры, электрооборудование, машины и оборудование, автотранспортные средства. Данную группу составляют внутреннеориентированные отрасли, на рынках которых значимую долю имеет импортная готовая продукция, а также где велика доля импортных комплектующих. В момент начала санкционного шока и первоначальной девальвации рубля производители в этих отраслях использовали фактор удорожания конкурирующего импорта и ажиотажного спроса для повышения цен на собственные товары.

С долгами справились

Опасения, что в результате реализации более ранних антикризисных (запущенных в период пандемии) кредитных программ предприятия реального сектора столкнутся с чрезмерным ростом долговой нагрузки, в целом не подтвердились — еще один вывод аналитиков ЦМАКП.

Они констатируют, что уровень долговой нагрузки (см. таблицу) в 2021 г. практически не изменился по отношению к допандемийному 2019 г. и заметно снизился по сравнению с 2020 г.

В большинстве отраслей рост выручки и в 2021 г. по отношению к 2019 г., и в I квартале 2022 г. по отношению к I кварталу 2021 г. был не ниже, чем рост их долга. На такие отрасли пришлось 75% совокупного долга реального сектора в 2021 г. и 87% в I квартале 2022 г.

Оставшаяся часть долга приходится на отрасли, в которых он растет быстрее, чем выручка. К ним относятся такие виды деятельности, как добыча нерудных полезных ископаемых, услуги в области добычи полезных ископаемых, прочие отрасли транспортного машиностроения, ремонт и монтаж машин и оборудования, электроэнергетика, газо- и пароснабжение, строительство зданий, деятельность по предоставлению мест для временного проживания, разработка компьютерного программного обеспечения, деятельность в области информационных технологий, операции с недвижимым имуществом, деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, научные исследования и разработки, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, деятельность туристических агентств, образование, предоставление социальных услуг, деятельность объектов культуры. Авторы анализа считают, что ситуация с долговой нагрузкой именно в этих отраслях может потребовать проведения специальной госполитики (точечной поддержки) в части урегулирования их избыточного долга и замещения его собственными средствами предприятий.

Умеренный уровень долговой нагрузки в большинстве отраслей позволит предприятиям в дальнейшем привлечь новые кредиты, в том числе льготные, для проведения реорганизации и трансформации бизнесов и при этом не ухудшить свое финансовое положение, полагают ученые ЦМАКП.

Но, по их мнению, чтобы такая кредитная поддержка могла быть получена, потребуется довольно существенное снижение уровня ставок. Так, в значительной части отраслей уровень рентабельности продаж заметно ниже текущего уровня кредитных ставок.

С неплатежами разобрались

Отрасли экономики подошли к стрессу 2022 г., разрешив даже те небольшие проблемы с ростом неплатежей за продукцию, которые наблюдались во время коронакризиса. «Поразительно, что и в начале 2022 г., несмотря на всю глубину возникшего стресса, не наблюдалось даже тех небольших затруднений, которые были характерны для кризиса 2020 г.», — удивляются авторы анализа.

Они констатируют, что отрасли полностью оправились от проблем с неплатежами еще в 2021 г. и продолжают испытывать улучшения в текущем году с точки зрения соотношения оплачиваемой и неоплачиваемой продукции, несмотря на кризис. Это, предполагают эксперты ЦМАКП, следствие роста обеспеченности предприятий денежными средствами, особенно рублевыми (обслуживающими внутренний оборот).

Такую ситуацию ученые объясняют спецификой денежно-кредитной политики в условиях санкций. И поясняют: в предшествующие годы большинство внешних шоков сопровождались еще и внутренними вследствие не всегда удачных попыток ЦБ стабилизировать падающий курс рубля. Продавая в этот момент валюту из резервов и выкупая рубли с внутреннего рынка, ЦБ невольно создавал дефицит рублевой ликвидности, что, в свою очередь, через некоторое время вело к возникновению у предприятий нехватки рублевых средств на счетах. В 2022 г. такой ситуации не возникло из-за заморозки резервов.

Банкротства: скоро увидим

Ситуацию с банкротствами в реальном секторе аналитики ЦМАКП характеризуют тремя основными моментами.

Первый. Вследствие введенного с 1 апреля 2022 г. правительством моратория на банкротства сроком на шесть месяцев информация о банкротствах начиная со II квартала 2022 г. будет искажена. «И хотя данные I квартала позволяют провести определенный анализ финансовой устойчивости отраслей — ситуация еще может существенно скорректироваться. Новая картина будет видна по окончании действия моратория», — ожидают авторы анализа.

Второй. Есть отрасли, в которых наблюдается стабильное снижение частоты банкротств: производство конструкционных материалов (ПСМ, деревообработка), сельское хозяйство, фармацевтика, производство компьютеров. Ученые ЦМАКП во многом объясняют это опережающим расширением рынков сбыта под влиянием специфических факторов (бум в жилищном строительстве, аграрные контрсанкции, неполное окончание массовых заболеваний и распространение дистанционного формата деятельности).

Третий. Опираясь на данные I квартала, авторы анализа фиксируют скачок банкротств в отраслях, которые критически зависят от промежуточного импорта. Они отмечают, что среди пострадавших были отрасли, в которых ситуация оставалась довольно напряженной и до начала нового шока, а наблюдаемый шок дополнительно обострил проблемы, что привело к скачку банкротств: производство бумаги, текстильных изделий, кожи и изделий из кожи. В то же время пострадали и устойчивые до периода санкций отрасли, которые также сильно зависят от импортных поставок: производство транспортного машиностроения, электрооборудования и, в некоторой мере, производство напитков.

 

Долговая нагрузка предприятий*, %

Год

Значение

2010

198

2011

157

2012

156

2013

186

2014

190

2015

168

2016

166

2017

151

2018

137

2019

157

2020

202

2021

164

*Отношение суммы объемов погашения основного долга и процентных платежей по кредитам юридическим лицам к валовой прибыли экономики.

Источник: ЦМАКП