К вопросу о передаче фонду прав застройщика на объекты незавершенного строительства

| статьи | печать

Конституционный Суд РФ по результатам проверки конституционности ч. 14 и 17 ст. 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ, а также ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) принял значимое для защиты прав кредиторов застройщиков при передаче прав на объект незавершенного строительства в ППК «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) Постановление от 21.07.2022 № 34-П.

В материале рассмотрим проблематику действующего регулирования процедуры банкротства застройщика и особенности признания неконституционными положений, отменивших гарантии прав залоговых кредиторов застройщика и умаляющих защиту кредиторов по текущим платежам.

Как правило, в процедуре банкротства застройщика с учётом особенностей экономической деятельности единственным ценным активом, сопоставимым с размером обязательств, является объект незавершенного строительства, который при наличии дополнительного финансирования может быть достроен, а требования кредиторов могут быть тем самым полностью или частично удовлетворены.

В рамках банкротства застройщиков в последние годы одновременно с ростом со стороны Фонда финансирования мероприятий по защите прав граждан – участников строительства, которое действительно позволяет в значительной мере защитить права пострадавших дольщиков, одновременно наблюдалась отрицательная тенденция связанная с поражением в правах залоговых кредиторов (как правило, банков, финансировавших строительство, кредиторов по нежилым помещениям более 7 кв.м. и юридических лиц, участников строительства (далее — «залоговые кредиторы»)), а также кредиторов по текущим платежам при передаче прав застройщика на объект незавершенного строительства Фонду.

В чем состоит основная проблема в связи с залоговыми кредиторами?

В качестве одной из основных форм завершения строительства проблемного объекта согласно ст. 201.10 параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве является передача объекта на достройку замещающему застройщику (инвестору).

Согласно общим правилам о передаче прав на объект незавершенного строительства замещающему застройщику нужно соблюсти ряд обязательных требований. В частности, в соответствии с подп. 2 и 3 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве должны быть соблюдены интересы кредиторов по текущим платежам, 1 и 2 очереди реестра, а также залоговых кредиторов.

Для соблюдения интересов кредиторов по текущим платежам 1 и 2 очереди реестра, имущества, которое остается у застройщика после передачи объекта инвестору должно быть, достаточно для погашения текущих платежей, связанных с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, оплатой деятельности лиц, привлечение которых конкурсным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, а также требований кредиторов 1 и 2 очереди реестра в размере не превышающем 10 % от стоимости передаваемого объекта или денежные средства для таких расчетов должны быть перечислены на специальный счет застройщика (подп. 2 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве).

С целью соблюдения интересов кредиторов, требования которых обеспечены залогом передаваемого объекта, необходимо получение их согласия или выплата им «60 % процентов от стоимости предмета залога» (подп. 3 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве).

Однако, указанные гарантии прав залоговых кредиторов фактически были отменены в рамках механизма передачи прав застройщика Фонду с целью завершения строительства ч. 14 ст. 16 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ). Кроме того, указанным положениям закона была придана обратная сила (ч. 16 и 17 ст. 16 Закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ).

Фактически сложилась ситуация, при которой Фонд получил право в силу закона на приобретение объектов незавершенного строительства для достройки без расчета с залоговыми кредиторами, обязательства перед которыми Фонду не переходят, а следовательно они не вправе рассчитывать на получение помещений или иного удовлетворения после завершения строительства.

Следует, учитывать, что в силу абз. 2 п. 11 ст. 201.15-2 Закона о банкротстве залог с момента передачи прав на объект инвестору (Фонду) прекращается.

Аналогичные правила ущемляющие права Залоговых кредиторов были закреплены в порядке передачи Фонду прав застройщика при выплате дольщикам возмещения в ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве, которые также распространились на ранее возникшие залоги с обратной силой (ч. 4 и 5 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Признание неконституционными положений, отменивших гарантии прав залоговых кредиторов застройщика

Этим летом данная проблематика стала предметом рассмотрения КС РФ, который Постановлением от 21.07.2022 № 34-П признал рассматриваемые нормы неконституционными, а также представил новый порядок регулирования отношений впредь до принятия законодателем новых правил передачи объектов обанкротившихся застройщиков Фонду.

Однако, фактически при признании неконституционными норм ч. 14 и 17 ст. 16 Закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ, отменивших с обратной силой гарантии прав залоговых кредиторов, подлежали применению ранее действовавшие гарантии (ст. 201.14 Закона о банкротстве), поскольку именно на них могли рассчитывать контрагенты застройщика на момент вступления в отношения.

Т.е. по ранее переданным Фонду объектам, последним подлежит выплате для расчетов с залоговыми кредиторами «60 % от стоимости предмета залога» в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве.

Судя по всему, этот порядок и подлежал применению судами при разрешении споров на основании общих правил о действии закона во времени (ст. 4 ГК РФ) к ранее возникшим залогам (даже без признания норм неконституционными).

Вместо этого, КС РФ утвердил собственный порядок учёта интересов залоговых кредиторов до момента разработки и принятия соответствующего механизма законодателем.

При этом данный порядок предусматривает ряд недостаточно четких критериев непосредственно влияющих на размер выплат Фонда залоговым кредиторам (расходы Фонда на завершение строительства, расходы на реализацию помещений, сроки и цена реализации помещений, «и иных обстоятельств, влияющих на расходы фонда в связи с участием в правоотношениях по поводу данного объекта»), которые с одной стороны будут в значительной степени зависеть от самого Фонда, а с другой стороны залоговые кредиторы не будут иметь должного  механизма контроля за данными параметрами.

С одной стороны, залоговые кредиторы в таком случае могут претендовать на более высокое удовлетворение требований, чем 60 % от цены реализации предмета залога в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве. С другой стороны, прогнозируемость возврата денежных средств Залоговым кредиторам значительно снижается.

Также следует отменить, что такое же положение залоговые кредиторы имеют при передаче Фонду прав застройщика в связи с выплатой возмещения дольщикам в порядке ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве, которые не были предметом рассмотрения Конституционного Суда. Следует ожидать, с достаточно высокой степенью вероятности, что разработанный Конституционным Судом новый порядок расчетов с залоговыми кредиторами в данном случае будет применяться по аналогии.

Признание неконституционными положений, ограничивающих интересы кредиторов по текущим платежам

Рассматриваемым Постановлением Конституционного Суда РФ также признаны неконституционными положения Закона о банкротстве, допускающие передачу Фонду объекта без погашения требований кредиторов по текущим платежам, которые позволили сохранить или увеличить стоимость объекта (работы по строительству, услуги охраны и т.п.), а также без погашения требований работников по текущим платежам, «занятым по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду».

Представляется, что такое решение не является в полной мере обоснованным, поскольку при передаче Фонду основного (иногда единственного) актива должника для обеспечения расчетов с кредиторами третьей очереди фактически умаляются права кредиторов по вышестоящим текущим платежам, что в широком смысле умаляет право собственности таких кредиторов, что в целом является проблемой подп. 2 п. 3 ст. 201.10 Закона о банкротстве.

 Данная норма предусматривает погашение требований первой очереди текущих платежей, а также первой и второй реестра требований, но при этом игнорирует требования вышестоящей очередности — 2-5 очереди по текущим платежам. В результате получается, в частности, что реестровым требованиям работников предоставляется более высокая гарантия защищенности, чем текущим. Примечательно, что относительно порядка передачи прав застройщика Фонду при принятии решения о выплате возмещения дольщикам данная проблема устранена в подп. 3 п. 14 ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве, где указывается на погашение Фондом, текущих платежей и требований 1 и 2 очереди реестра.

Кроме того, критерии данные Конституционным Судом также во многом носят оценочный характер. К примеру, из данных критериев нет определенной ясности относится ли к данному кругу работников «занятых непосредственно на объекте» — юрист застройщика, бухгалтер, делопроизводитель,менеджер по продажам, главный инженер и т.д.