«Перекуем мечи на орала». Как помочь ОПК наладить выпуск гражданской продукции

| статьи | печать
«Перекуем мечи на орала». Как помочь ОПК наладить выпуск гражданской продукции

Название знаменитой скульптуры Евгения Вучетича в условиях санкций стало звучать особенно актуально для многих компаний ОПК. Сегодня они становятся ключевыми производителями российской высокотехнологичной продукции — радиоэлектроники, оборудования для нефтегазового комплекса, аппаратов ИВЛ, электробусов и многих других изделий, отмечали участники форума «Армия-2022». Сейчас очень важно выстроить систему их поддержки, включая льготное финансирование, и наладить кооперацию с малым и средним бизнесом.

Тесная связь технологий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и гражданских отраслей промышленности, по словам вице-премьера Дениса Мантурова, в настоящее время уже стала реальностью, а их трансфер происходит вполне свободно в обоих направлениях. При этом отечественный оборонный комплекс является на данный момент самой импортонезависимой отраслью экономики страны.

Компании ОПК выпускают не только продукцию военного назначения, но и различные изделия, предназначенные для предприятий гражданских отраслей экономики и населения. Это радиоэлектроника, строительно-дорожная техника, электробусы, аппараты ИВЛ, приборы очистки, дезинфекции воздуха и множество других изделий. «Если брать параметры прошлого года, то ОПК движется даже с опережением в плане увеличения доли гражданской продукции в общем производстве, которая составляет 26,7%», — отметил г-н Мантуров.

Внешние ограничения, введенные западными странами, по мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елены Дыбовой, привели к тому, что экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. Экономика проходит серьезную структурную перестройку, в ходе которой импортозамещение и диверсификация предприятий ОПК объективно становятся приоритетными направлениями.

Два года назад ТПП запустила проект, направленный на формирование механизма взаимодействия высокотехнологичного малого и среднего бизнеса с оборонным комплексом. «Вместе с предпринимателями мы прошли непростой путь, — заметила г-жа Дыбова. — Сейчас они находятся на сложном этапе подбора и определения партнеров».

Анализ, проведенный Центром диверсификации (ЦД) «ВНИИ Центр», показал, что сектор оборонных предприятий весьма неоднороден. Около 40% компаний не стремятся развивать производство гражданской продукции (в их выпуске доля «гражданки» колеблется от 0,5 до 5%). Эти организации, скорее всего, и в дальнейшем продолжат вести себя сдержанно, сосредотачиваясь на реализации гособоронзаказа.

Порядка 33% предприятий ОПК за последнее время, наоборот, серьезно увеличили выпуск гражданской продукции. Ключевыми направлениями здесь стали радиоэлектроника, медицинская техника и оборудование для топливно-энергетического комплекса. «Именно в этих сегментах мы видим наибольший потенциал взаимодействия высокотехнологичного малого и среднего бизнеса с компаниями оборонного комплекса», — подчеркнул руководитель ЦД Денис Журенков.

На заметку предпринимателям: с прошлого года Центр диверсификации запустил специальный сервис поиска партнеров между МСБ и организациями ОПК.

«Если говорить о проектах, поданных по линии ТПП РФ, то здесь видны большие перспективы, — считает Д. Журенков. — На современном этапе происходит наладка взаимодействия двух экономических моделей. С одной стороны, ОПК показывает, что он готов к взаимодействию с МСБ, а с другой — предприниматели сейчас учатся понимать специфические потребности и менталитет оборонных предприятий».

Среди барьеров, мешающих диверсификации и участию в импортозамещении компаний оборонного комплекса, участники форума назвали массированные поставки продукции из Китая и Турции, предприятия которых стремятся занять ниши, освобожденные после ухода западных фирм.

«Трудность заключается в том, что некоторые китайские компании не заинтересованы в производстве качественной продукции, — поделилась своим мнением директор Завода по переработке пластмасс имени „Комсомольской правды“ Светлана Козлова. — Выход из ситуации — создание полного цикла производства внутри страны с выстраиванием надежных кооперационных цепочек».

Предпринимателей, по словам президента компании «ЛЕОВИТ Нутрио» Татьяны Пилат, беспокоит, что они вложат значительные инвестиции в создание собственных производств, а потом продукция не будет достаточно востребована из-за того, что на российский рынок вернутся зарубежные компании.

Бизнес тревожится из-за фактора внутренней конкуренции — до сих пор неизвестно, какие предприятия и с какими проектами импортозамещения начинают работать на том или ином рынке, информации об этом остро не хватает.

Еще один предпринимательский «страх»: преференции со стороны государства быстро закончатся и компании останутся наедине со своими финансовыми проблемами.

Несмотря на приоритет развития импортозамещения, предприятия, по мнению генерального директора ООО «Силур» Олега Исаева, зачастую сталкиваются с нехваткой оборотных средств на конструкторские разработки, что становится одной из основных причин замедления их работы.

«Мы свои разработки, в частности высокотемпературные уплотнения для двигателей ПД-14, осуществляем за свой счет, — отметил О. Исаев. — Если есть у нас финансовые ресурсы, значит, мы можем принять на работу специалиста в этой области. Нет ресурсов — мы не можем такого профессионала принять, и поэтому идея повисает в воздухе».

В настоящее время компании ОПК могут, по оценке председателя Промсвязьбанка Петра Фрадкова, более активно участвовать в импортозамещении, однако они нуждаются в расширении льготного финансирования.

Импортозамещающие высокотехнологичные проекты можно сравнить с венчурными инициативами. Чтобы минимизировать риски, связанные с их реализацией, нужно обеспечить необходимое финансирование, а также разделить ответственность с государством и институтами развития при участии бизнеса в инвестиционных программах ОПК.

Наконец, задачи диверсификации оборонной промышленности, по словам г-на Фрадкова, надо решать не только с точки зрения расширения производства, но и путем увеличения рынков сбыта. Это, в свою очередь, повлечет за собой приток кадров, повышение эффективности производства и развитие промышленности.

Предприятия оборонного комплекса и бизнес обязательно будут взаимодействовать друг с другом, сделали вывод участники форума «Армия-2022». Однако компании ОПК сейчас во многом сами формируют «повестку дня», подбирая себе партнеров для реализации гражданских проектов. В этих условиях очень важна гибкость и оперативность МСБ.