Возможности импорта без разрешения правообладателей для строительной отрасли

| статьи | печать

Рост цен на стройматериалы, который сформировался еще в 2021 г., продолжает набирать обороты. Восходящий тренд поддерживает дефицит, возникающий из-за перебоев поставок на фоне санкционных ограничений. Участники рынка полагают, что снизить напряженность на рынке удастся с помощью параллельного импорта, который заработал в России с 6 мая. О преимуществах и недостатках этого механизма для строительной отрасли рассказывает Владимир Соколов, генеральный директор холдинга Black Horse.

Рост цен на строительные материалы начался еще в конце 2020 г., что было обусловлено последствиями пандемии. Из-за сокращения реальных доходов россиян (на 3,5% в 2020 г.) спрос на недвижимость снизился на 2,5% (763 800 сделок), а рынок DIY-ретейла (Do It Yourself, или «сделай это сам»), наоборот, увеличился.

В 2021 г. динамика роста цен на стройматериалы достигла рекордных показателей — в среднем до 30% по всем сегментам. Больше других — в 2—2,5 раза — прибавили в цене арматура, плиты ОСП, обрезная доска, бетон и металлы. Льготная ипотека и увеличение объемов жилищного строительства, девальвация рубля и рост ценников на сырье стали причинами увеличения стоимости стройматериалов. Прямо пропорционально увеличению их ценников повышались и тарифы логистических компаний, доставлявших интернет-заказы или крупногабаритные стройматериалы. По этой причине вырос и средний чек на проведение ремонта — +20%.

В начале 2022 г. на ряд категорий строительных материалов ценник вырос на 25—31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной роста стали не только санкции и сокращение импортной номенклатуры ассортимента, но и рост цен на сырье — древесину, металлы, изоляционные компоненты. В апреле рекордные наценки марта стали снижаться — в среднем удорожание составило всего 1,69% по сравнению со скачком 9,95% в марте 2022 г. В мае — июне традиционно открывается сезон ремонтов, поэтому на рынке может сформироваться ажиотаж, что спровоцирует новый рост цен.

Ажиотаж и дефицит

Уже в середине мая игроки рынка строительных материалов отмечали подорожание в некоторых сегментах до 159%. Федеральная антимонопольная служба не видит причин для повышения стоимости, поэтому планирует проверить ретейлеров и выявить необоснованное завышение прайсов. В свою очередь, Минстрой инициировал государственное регулирование цен на рынке, с чем категорически не согласны представители Российского союза промышленников и предпринимателей, так как сдерживание цен может привести к дефициту товаров. Он уже есть: в розничных сетях наблюдаются перебои с поставками стройматериалов из-за санкционного запрета их ввоза, например некоторых позиций лаков, красок, сантехники и керамики.

Решить проблемы нехватки товаров призван механизм параллельного импорта. В список товаров Минпромторга, в отношении которых допускается параллельный импорт, вошли несколько категорий строительных материалов, которые можно ввезти в Россию таким способом. Это изделия из керамики, камня, гипса, цемента, стекла, черных и цветных металлов, некоторые виды инструментов и другие товары для стройки и ремонта. Всего около 50 групп товаров и почти 200 брендов. Параллельный импорт позволит не только нивелировать дефицит определенных групп товаров, но и снизить цены на них, расширить ассортимент, что повысит конкуренцию и станет сдерживающим фактором для желающих безосновательно завышать стоимость стройматериалов.

При этом стоит понимать, что легализация параллельного импорта — временная мера, на тот период, пока импортные игроки отрасли не вернутся на российский рынок либо не будет реализована программа импортозамещения в сегменте. Потому что у параллельного импорта есть и минусы, основной из них — отсутствие установленного контроля качества. Ведь система идеально подходит для ввоза в страну контрафакта под видом оригинальной брендовой продукции.

Государство поможет

И все-таки на сегодняшний день параллельный импорт является одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки в строительной отрасли. Но не единственной. Предложения по госрегулированию цен на различные группы стройматериалов, возможность восстановления законсервированных заводов и фабрик в случае дефицита товаров для ремонта и строительства, возобновление программ льготной ипотеки — все эти мероприятия направлены на развитие отрасли.

Помимо этого, некоторые региональные власти взяли под пристальный контроль ситуацию с ценами для конечных покупателей. Например, в Правительстве Московской области ежедневно отслеживают стоимость стройматериалов.