Расторжение и изменение условий договора финансовой аренды (лизинга) с иностранным юридическим лицом в условиях применения специальных экономических мер

| статьи | печать

Целями договора финансовой аренды (лизинга) обычно являются: развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита права собственности и прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Вместе с этим в условиях внешнего санкционного давления данная сфера регулирования нуждается в усовершенствовании. Некоторые усовершенствования законодательства были предприняты законодателем. В материале рассмотрим текущие изменения в этой сфере и проанализируем законодательные инициативы в сфере финансовой аренды (лизинга), предложенные Правительством Российской Федерации.

По общему правилу досрочное расторжение договоров финансовой аренды осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге),  Обзором судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 27.10.2021).

При этом одним из важнейших принципов договорных отношений в сфере финансовой аренды (лизинга) является соотношение формы и реального юридического содержания лизинговых правоотношений (Определение Конституционного суда РФ от 04.02.2014 № 222-О).

Между тем в ситуации применения специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер, ст. 38.1 Закона о лизинге была внесена в рамках пакета неотложных поправок, направленных на стабилизацию транспортной отрасли Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 14.03.2022 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно указанной статье расторжение и изменение условий договоров финансовой аренды (лизинга) с иностранными юридическими лицами возможно только с учетом порядка расторжения и изменения условий договоров финансовой аренды (лизинга) с иностранными лицами (включая изменение порядка расчетов и возврата иностранного имущества по таким договорам и определение группы товаров, по которым применение такого порядка является обязательным).

Текущее правоприменение ст. 38.1 Закона о лизинге

В то же время ст. 38.1 Закона о лизинге может быть направлена на регулирование сферы коммерческих воздушных перевозок. Во время осуществления международных рейсов воздушные суда оказались под угрозой арестов или наложения иных обременительных мер в отношении них государственными органами иностранных государств. Под ударом оказались как российские авиакомпании, которых лишали основного источника доходов, так и иностранные лизинговые компании — лизингодатели по таким договорам: авиакомпании, не имея возможности использовать воздушное судно, перестали выплачивать лизинговые платежи в отношении самолета.

Порядок урегулирования сферы коммерческих воздушных перевозок был утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2022 № 412 «Об утверждении особенностей исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей в 2022 году» (далее — Постановление № 412).

Постановление № 412 действует в отношении поименованных в п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатантов — граждан или компаний, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующих указанное воздушное судно для полетов и имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Так как абсолютное большинство авиакомпаний не могут себе позволить приобрести воздушное судно, финансовая аренда (лизинг) является ведущим способом приобретения самолетов в пользование в целях выполнения коммерческих перевозок силами гражданской авиации.

Отметим, что принятое Правительством Российской Федерации Постановление № 412 применяется к договорам, заключенным до 24.02.2022.

В части платежей Постановление № 412 отсылает к постановлению Правительства РФ от 11.04.2022 № 635 «О порядке исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 179 „О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами“».

Вместе с этим документом были утверждены Правила исполнения в 2022 г. обязательств по уплате арендных, лизинговых и иных платежей в рамках реализации договоров, предусматривающих приобретение, аренду, лизинг воздушных судов, вспомогательных силовых установок, авиационных двигателей, перед иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. В том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства, они являются хозяйственными обществами, в случаях, предусмотренных подп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 179 (далее также — Правила).

Согласно указанным Правилам:

  • материнская компания, зарегистрированная в дружественной по отношению к России стране, может в одностороннем порядке перевести на себя право требования подконтрольной дочерней организации к должнику — российскому резиденту —эксплуатанту воздушного судна;

  • установлено, что лизинговые платежи подлежат уплате должником в пользу иностранного кредитора в рублях или в национальной валюте дружественной страны, где зарегистрирована материнская компания;

  • при платежах в рублях или валюте дружественного государства лизингополучатель (арендатор) обеспечивает надлежащие эксплуатацию арендуемого имущества (самолетов, двигателей), их техническое обслуживание и ремонт, страхование и перестрахование рисков;

  • ограничен вывоз за пределы России иностранных воздушных судов и авиационных двигателей.

Таким образом, в настоящий момент ст. 38.1 Закона о лизинге направлена на урегулирование вопросов воздушного транспорта: послабление обязательств по уплате лизинговых платежей за воздушные суда и авиационные двигатели, а также ограничение их вывоза. Однако дальнейшие законодательные инициативы предполагают, что действие ст. 38.1 Закона о лизинге распространится и на автомобильный транспорт.

Возможности ст. 38.1 Закона о лизинге

Внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона от 29.04.2022 № 116377-8 «О внесении изменений в статью 38.1 Федерального закона „О финансовой аренде (лизинге)“» (далее — законопроект), согласно пояснительной записке направленный на урегулирование вопросов в сфере лизинга в отношении автомобильного транспорта, позволит смягчить негативные финансово-экономические последствия и для участников рынка лизинга в целом.

Указанный законопроект направлен на то, чтобы позволить малому и среднему предпринимательству (в том числе таксомоторным компаниям и каршерингу) выкупать автомобили без штрафов в 2022 г. Предполагается, что данная мера позволит стабилизировать лизинговую отрасль, которая пострадала из-за существенного повышения ключевой ставки Банка России, так как по общему правилу лизинговые платежи увеличиваются пропорционально повышению ключевой ставки. Указанное намерение следует из пояснительной записки к законопроекту.

Интересно, что пояснительная записка никак не поднимает вопрос авиации: значительная часть воздушного флота находится в лизинге, и лизинговые платежи составляют существенные ежемесячные расходы авиакомпаний.

Правительство Российской Федерации в законопроекте предлагает, что в случае, если в период с 01.03.2022 по 31.12.2022 лизинговые платежи увеличатся в размере, лизингополучатель будет иметь право заявить в адрес лизингодателя требование о передаче ему в собственность предмета лизинга полностью или в части без применения предусмотренных договором лизинга мер ответственности: неустойки, штрафа, пеней, иных финансовых санкций.

При этом договор лизинга, в рамках которого предлагается возможным заявить такое требование, должен быть заключен ранее указанного периода, то есть до 01.03.2022. Обратиться с указанным требованием также можно до 31.12.2022. При этом для заявления требования обычно требуется какое-то дополнительное время — это необходимо для соблюдения надлежащей формы требования (в письменном виде, а также договором лизинга между сторонами могут быть дополнительные условия или особенности коммуникации).

Также законопроектом ограничивается размер вознаграждения за досрочную передачу лизингополучателю в собственность предмета лизинга: не более 1% от выкупной цены предмета лизинга, определяемой по состоянию на день направления требования лизингополучателем. В случае игнорирования лизингодателем требования лизингополучателя начисление лизинговых платежей и их уплата прекращаются с даты направления лизингополучателем требования лизингодателю до даты получения лизингополучателем уведомления от лизингодателя.

При неперечислении выкупной цены лизингополучателем начисление платежей возобновляется в соответствии с договором.

В то же время подобный подход вызывает ряд вопросов. В отсутствие разрешения вопросов пробелов правового регулирования на уровне постановления Правительства Российской Федерации и иных подзаконных нормативных актов высока вероятность того, что автомобильная отрасль, в отличие от гражданской авиации, может столкнуться со сложностями реализации указанных положений федерального законодательства.

Существует риск возникновения как противоречивых позиций профильных государственных органов, служб и агентств, так и неоднозначных судебных позиций по данным категориям транспорта. В настоящий момент принят документ в отношении предметов лизинга из сферы гражданской авиации, однако подзаконных актов или разъяснений профильных государственных органов, служб или агентств в отношении лизинга автомобильного транспорта нет.

Более того, так как указанный добавляемый в ст. 38.1 Закона о лизинге п. 2 никаким образом не свидетельствует о том, что направлен на автомобильную отрасль, следовательно, с учетом системного толкования вместе с отсылкой на Постановление № 412 в отношении авиационной отрасли он может распространить свое действие на правовые вопросы, возникающие из договоров лизинга в сфере гражданской авиации.

Отметим, что, помимо Закона о лизинге и положений ГК РФ, юристы при работе с договорами лизинга принимают во внимание прошлогодние разъяснения Верховного суда Российской Федерации по данному виду договоров — Обзор судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга), утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.10.2021.

Верховный суд Российской Федерации в п. 13 указанного Обзора высказался, что «суд вправе отказать в изъятии предмета лизинга у лизингополучателя при расторжении договора лизинга, если допущенное лизингополучателем нарушение незначительно, размер задолженности явно несоразмерен стоимости изымаемого имущества и лишение лизингополучателя возможности владеть и пользоваться предметом лизинга способно привести к наступлению для него значительных имущественных потерь».

Поэтому не исключено, что добавление п. 2 в ст. 38.1 Закона о лизинге направлено, прежде всего, все же не на помощь автомобильной отрасли, а на представление эксплуатантам воздушных судов и авиационных двигателей в нарушение положений их договоров лизинга возможности не возвращать предметы лизинга иностранным лизингодателям, оставляя их в пользовании в пределах Российской Федерации.

Практические аспекты изменений в ст. 38.1 Закона о лизинге

Интересна позиция Комитета Государственной Думы по защите конкуренции относительно законопроекта. В заключении к законопроекту Комитет отметил, что «указанный законопроект разработан в целях стабилизации лизинговой отрасли <...> Комитет в целом поддерживает концепцию указанного законопроекта, считая, что возможность расторжения договора сдержит рост лизинговых платежей, а, следовательно, и рост цен на оказываемые транспортными компаниями услуги, сохранит рабочие места».

При этом Комитет в своем заключении высказывает сомнения относительно возможности реализации предусмотренного механизма. Так, исходя из положений принятого Правительством Российской Федерации постановления от 23.04.2022 № 745 о субсидировании из федерального бюджета льготных кредитов системообразующим организациям транспортного комплекса на пополнение оборотных средств следует, что максимальный размер кредита составляет 10 млрд руб. для группы лиц и системообразующих предприятий при предусмотренном объеме финансирования 16,7 млрд руб.

Комитет Государственной Думы по защите конкуренции логично предполагает, что, исходя из данных положений, количество выданных кредитов будет незначительным. При этом, отмечает Комитет, нет указания на возможность использования льготного кредита на цели досрочного выкупа предметов лизинга, а законопроект не предусматривает возможности использования привлеченных средств.

Наконец, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции отмечает, что указанный законопроект лишь частично выполняет рекомендации по мерам поддержки субъектов лизинга по поручению Государственной Думы от 23.03.2022. В частности, в законопроекте отсутствует механизм ограничения роста лизинговых платежей в течение трехмесячного переходного периода (так называемые лизинговые каникулы).

Позиция Комитета Государственной Думы по защите конкуренции представляется обоснованной. Получение льготного кредита или субсидирование в иной форме предполагает целевое использование средств. При этом при получении кредита необходимо зафиксировать допустимые цели использования средств, а по результатам соответствующих трат — представить контролирующим органам документы, подтверждающие целевое использование средств. В противном случае субсидия может быть истребована, а на организацию наложены государственные санкции.

Возможность выкупа предмета лизинга также является спорной мерой. Выкуп предмета лизинга освобождает от дальнейшей выплаты платежей по договору, однако направить денежные средства на выкуп предмета лизинга в текущих условиях кажется неприоритетной тратой. В отсутствие прямой финансовой поддержки из государственного бюджета представляется маловероятным, что выкуп предметов лизинга сможет облегчить финансовое бремя транспортной отрасли.

Принудительное (силой федерального закона) уменьшение лизингового платежа было бы намного более эффективной мерой, так как позволило бы бизнесу скорректировать график платежей и поправить годовой бюджет, чтобы хотя бы избежать финансовой неопределенности по данной категории регулярных трат.

С учетом обоснованных опасений, высказанных Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции, остается дождаться заключений иных профильных комитетов.

Высока вероятность, что законопроект сам останется без изменений. Однако замечания к нему могут повлиять на принятие подзаконных актов, содержащих уточняющие меры государственной поддержки, нежели представленный законопроектом механизм выкупа предмета лизинга в отсутствие соответствующих условий договора, а также ограничения установленных договорами лизинга сумм вознаграждения за такую передачу предмета лизинга лизингополучателю в собственность.