Объединение ПФР и ФСС: к чему приведет эта реформа

| статьи | печать

Минтрудом в Госдуму был внесен проект федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее — проект федерального закона), который был разработан в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, а также в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки на основе цифровых технологий предстоящей цифровизации социальной системы. В статье расскажем об изменениях, с которыми столкнутся бизнес и граждане при принятии этого законопроекта.

Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона, рассматриваемый проект также направлен на внутреннюю оптимизацию деятельности Пенсионного фонда (далее — ПФР) и Фонда социального страхования (далее — ФСС). Также следует отметить, что за прошедшие годы существования ПФР и ФСС были значительны изменены их функциональные возможности, которые не были закреплены на законодательном уровне, поэтому назрел момент для реформирования организационной структуры ПФР и ФСС.

Следовательно, в текущий момент времени структура ПФР и ФСС нуждается в оптимизации и реструктуризации, а также установлении централизованной системы осуществления пенсионных и иных социальных выплат, что позволит также произвести централизацию и внутреннюю оптимизацию ПФР и ФСС посредством создания Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее — ФПСС) путем присоединения ФСС к ПФР.

Таким образом, создание ФПСС позволит, в частности:

  • обеспечить централизацию всех услуг, которые ранее предоставлялись ПФР и ФСС;

  • создать единую современную систему обслуживания по вопросам пенсионного и социального страхования на основе цифровых технологий с одновременным созданием некой системы клиентских офисов, работающих по принципу «одного окна» по аналогии с МФЦ;

  • оптимизировать внутреннюю структуру и функции ПФР и ФСС.

В случае принятия проекта федерального закона ФПСС начнет свое функционирование с 1 января 2023 г.

Проектом федерального закона предусмотрено, что у ФПСС устанавливается правовое положение в форме некоммерческой унитарной организации, созданной РФ в форме государственного внебюджетного фонда, учредителем которого будет являться Правительство РФ.

В качестве основных изменений, которые произойдут при принятии проекта федерального закона можно выделить следующие.

Во-первых, законодатели решили установить единую базу для расчета страховых взносов, а также установить единый тариф страховых взносов, составляющий по общему правилу 30% в пределах облагаемой базы, а также 15,1% при ее превышении.

Стоит отметить, что для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, налогоплательщиков, зарегистрированных на Курильских островах, а также для организаций из сферы IT страховые взносы будут установлены по единому тарифу: 7,6% в пределах облагаемой базы, а также 0% при ее превышении.

Для субъектов МСП также останется льготный тариф, составляющий 15% с выплат, превышающих федеральный МРОТ.

Для ИП порядок уплаты страховых взносов останется без изменений.

Во-вторых, в 2023 г. предельная база страховых взносов будет увеличена путем индексации предельной базы 2022 г.

По мнению многих специалистов, установление единого тарифа страховых взносов позволит достичь увеличения размера выплат пособий по больничным, по беременности и родам, а также уходу за ребенком. При этом указанное будет возможно посредством установления единого круга застрахованных лиц без одновременного повышения тарифов страховых взносов для страхователей.

В-третьих, изменятся сроки уплаты ежемесячных страховых взносов, которые будут смещены на 25-е число следующего месяца.

Также изменятся и сроки сдачи отчетности РСВ, которая должна в последующем представляться не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Персонифицированные сведения о физических лицах за предшествующий календарный месяц теперь необходимо будет подавать не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

В-четвертых, для страхователей существенно сократится количество отчетности. Указанное будет возможно благодаря объединению форм персонифицированного учета СЗВ-М, 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3 в единую форму, в которую также будут включены данные из формы 4-ФСС. Единую форму теперь надо будет сдавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что создание единого ФПСС позволит государству сократить финансовые издержки на содержание ПФР и ФСС, усовершенствовать взаимодействие с населением путем цифровизации работы ФПСС и возможности оказания помощи населению по вопросам пенсионного и социального страхования в формате «одного окна», что позволит в будущем создать современную и качественную работу ФПСС по сравнению с устаревшими принципами работы ПФР и ФСС, которые не отвечают тенденциям текущего времени.

Комментарий эксперта

Правительство поддержало законопроекты о введении единого тарифа по страховым взносам и объединении ПФР и ФСС. Они уже внесены в Госдуму для рассмотрения.

Как отмечают в Минтруде, сегодня ПФР и ФСС назначают практически все федеральные меры социальной поддержки, например:

  • пенсии,

  • выплаты по беременности и родам,

  • пособия для нуждающихся семей.

По мнению представителей Минтруда, объединение фондов упростит получение мер социальной поддержки — все федеральные выплаты можно будет получать в режиме «одного окна». Реформа также позволит оптимизировать расходы бюджета за счет перехода на единую IT-инфраструктуру и отказа от избыточных административных расходов.

При этом все клиентские службы, куда сегодня обращаются граждане за получением мер поддержки ПФР или ФСС, будут сохранены. В этих точках можно будет получить весь спектр услуг. «Граждане смогут прийти по привычным адресам. Но спектр услуг клиентских служб будет шире. Гражданину не потребуется обращаться в разные инстанции в одной жизненной ситуации», — пояснил Андрей Пудов, статс-секретарь — заместитель министра труда и социальной защиты РФ.

Следует отметить, что в качестве учредителя фонда будет выступать Правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом РФ несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).

Формирование такого объединенного фонда позволит:

  • обеспечить общий стандарт сервиса на базе единых клиентских служб;

  • повысить доступность услуг;

  • повысить прозрачность управления через Наблюдательный совет;

  • ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы;

  • сократить расходы на содержание за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.

Применение единого тарифа страховых взносов

Внедрение единого тарифа страховых взносов позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Это решение также обеспечит выплаты по больничным для тех, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам. Сегодня такие граждане охвачены только обязательным пенсионным и медицинским страхованием.

Увеличение объема социальных гарантий станет возможным благодаря установлению единого круга застрахованных лиц в рамках всех видов социального страхования и установления единой базы для исчисления страховых взносов.

На сегодняшний день работодатели платят:

  • на пенсионное страхование — 22% с облагаемой базы (1,565 млн руб. в год) и 10% с зарплаты сверх этой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам;

  • на медицинское страхование — 5,1% на весь фонд оплаты труда работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам;

  • на обязательное социальное страхование — 2,9% с облагаемой базы (1,032 млн руб.) на работающих по трудовым договорам.

Как уже было отмечено, пос­ле перехода к единому тарифу платеж составит 30% с облагаемой базы по страховым взносам и 15,1% сверх облагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам.

Облагаемая база страховых взносов (то есть тот заработок гражданина, который страхуется в рамках социального страхования) будет установлена на уровне базы для обязательного пенсионного для работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. То есть увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 92 тыс. руб. в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников. При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. руб. на сотрудника в год. Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

Все существующие льготные категории плательщиков будут объединены в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%. Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены.

По мнению Минтруда, этот переход позволит обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование в пропорции 72,8% на пенсионное страхование, 18,3% на медицинское страхование и 8,9% на обязательное социальное страхование.

Перспективы объединения ПФР и ФСС

К 2025 г. при введении единого тарифа страховых взносов планируется, что:

  • максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. руб. (при действующей модели — 37,9 тыс. руб.). Это пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка;

  • максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 г. составит 660,9 тыс. руб. (при действующей модели — 435,9 тыс. руб.);

  • максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет — 143,5 тыс. руб. (по действующей модели — 94,7 тыс. руб.), при стаже от 5 до 8 лет — 114,8 тыс. руб. (по действующей модели — 75,7 тыс. руб.), при стаже до 5 лет — 86,1 тыс. руб. (при действующей модели — 56,8 тыс. руб.).

Такой подход позволит обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без увеличения тарифов страховых взносов. Эта реформа обеспечит режим «одного окна» и позволит компаниям уплачивать страховые взносы одним платежом.

К сведению! Совет при Президенте РФ по кодификации законодательства не одобрил форму слияния ПФР и ФСС, обращая внимание на то, что создание новой гибридной организационно-правовой формы для оптимизации работы внебюджетных фондов излишне.