Минтрудом в Госдуму был внесен проект федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее — проект федерального закона), который был разработан в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, а также в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки на основе цифровых технологий предстоящей цифровизации социальной системы. В статье расскажем об изменениях, с которыми столкнутся бизнес и граждане при принятии этого законопроекта.
Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона, рассматриваемый проект также направлен на внутреннюю оптимизацию деятельности Пенсионного фонда (далее — ПФР) и Фонда социального страхования (далее — ФСС). Также следует отметить, что за прошедшие годы существования ПФР и ФСС были значительны изменены их функциональные возможности, которые не были закреплены на законодательном уровне, поэтому назрел момент для реформирования организационной структуры ПФР и ФСС.
Следовательно, в текущий момент времени структура ПФР и ФСС нуждается в оптимизации и реструктуризации, а также установлении централизованной системы осуществления пенсионных и иных социальных выплат, что позволит также произвести централизацию и внутреннюю оптимизацию ПФР и ФСС посредством создания Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее — ФПСС) путем присоединения ФСС к ПФР.
Таким образом, создание ФПСС позволит, в частности:
-
обеспечить централизацию всех услуг, которые ранее предоставлялись ПФР и ФСС;
-
создать единую современную систему обслуживания по вопросам пенсионного и социального страхования на основе цифровых технологий с одновременным созданием некой системы клиентских офисов, работающих по принципу «одного окна» по аналогии с МФЦ;
-
оптимизировать внутреннюю структуру и функции ПФР и ФСС.
В случае принятия проекта федерального закона ФПСС начнет свое функционирование с 1 января 2023 г.
Проектом федерального закона предусмотрено, что у ФПСС устанавливается правовое положение в форме некоммерческой унитарной организации, созданной РФ в форме государственного внебюджетного фонда, учредителем которого будет являться Правительство РФ.
В качестве основных изменений, которые произойдут при принятии проекта федерального закона можно выделить следующие.
Во-первых, законодатели решили установить единую базу для расчета страховых взносов, а также установить единый тариф страховых взносов, составляющий по общему правилу 30% в пределах облагаемой базы, а также 15,1% при ее превышении.
Стоит отметить, что для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, налогоплательщиков, зарегистрированных на Курильских островах, а также для организаций из сферы IT страховые взносы будут установлены по единому тарифу: 7,6% в пределах облагаемой базы, а также 0% при ее превышении.
Для субъектов МСП также останется льготный тариф, составляющий 15% с выплат, превышающих федеральный МРОТ.
Для ИП порядок уплаты страховых взносов останется без изменений.
Во-вторых, в 2023 г. предельная база страховых взносов будет увеличена путем индексации предельной базы 2022 г.
По мнению многих специалистов, установление единого тарифа страховых взносов позволит достичь увеличения размера выплат пособий по больничным, по беременности и родам, а также уходу за ребенком. При этом указанное будет возможно посредством установления единого круга застрахованных лиц без одновременного повышения тарифов страховых взносов для страхователей.
В-третьих, изменятся сроки уплаты ежемесячных страховых взносов, которые будут смещены на 25-е число следующего месяца.
Также изменятся и сроки сдачи отчетности РСВ, которая должна в последующем представляться не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Персонифицированные сведения о физических лицах за предшествующий календарный месяц теперь необходимо будет подавать не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.
В-четвертых, для страхователей существенно сократится количество отчетности. Указанное будет возможно благодаря объединению форм персонифицированного учета СЗВ-М, 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3 в единую форму, в которую также будут включены данные из формы 4-ФСС. Единую форму теперь надо будет сдавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что создание единого ФПСС позволит государству сократить финансовые издержки на содержание ПФР и ФСС, усовершенствовать взаимодействие с населением путем цифровизации работы ФПСС и возможности оказания помощи населению по вопросам пенсионного и социального страхования в формате «одного окна», что позволит в будущем создать современную и качественную работу ФПСС по сравнению с устаревшими принципами работы ПФР и ФСС, которые не отвечают тенденциям текущего времени.