Учет расходов на утилизацию списанных компьютеров и других отходов

| статьи | печать

С 1 марта 2022 г. действуют новые правила по обращению с отходами, которые обязывают компании передавать на утилизацию отдельные виды отходов, возникающих в процессе их деятельности. Рассмотрим, какая ответственность грозит за невыполнение правил и как учесть расходы, связанные с такой передачей, для целей налогообложения.

Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 утверждены Требования при обращении с группами однородных отходов I—V классов опасности (далее — Требования). Документ вступил в силу с 1 марта 2022 г. и будет действовать до 1 марта 2028 г.

Какие виды отходов нужно утилизировать

Требования распространяются на:

  • батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;

  • минеральные и синтетические масла;

  • компьютеры, электронное и оптическое оборудование;

  • шины, покрышки, камеры.

Индивидуальные предприниматели и организации, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются вышеуказанные отходы, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению таких отходов. Сделать это нужно в течение 11 месяцев со дня образования отходов (п. 6, 24, 41, 56, 72, 85 Требований).

Таким образом, если, например, компания списывает старые компьютеры, она не вправе выбросить их на помойку. Также она не может хранить их у себя более 11 месяцев.

Отметим, что обязанность по передаче вышеуказанных отходов на утилизацию распространяется только на юридические лица и предпринимателей и не касается граждан. В информации, размещенной на официальном сайте Минприроды России 22 февраля 2022 г., разъяснено, что граждане могут оставить вышедшую из строя бытовую технику и компьютеры на мусорной площадке или же передать их на переработку, а информация о вводимых штрафах для граждан за несоблюдение правил обращения с отходами не соответствует действительности.

Ответственность за несоблюдение Требований

Если компания не соблюдает правила обращения с отходами, она может быть оштрафована по ст. 8.2 КоАП РФ. Этой нормой установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Должностные лица наказываются штрафом в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а для организаций — штраф в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Повторное правонарушение, совершенное в течение года, наказывается:

  • для должностных лиц — штрафом от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;

  • для предпринимателей — штрафом от 50 тыс. до 70 тыс. руб. или приостановлением деятельности на срок до 90 суток;

  • для организаций — штрафом от 250 тыс. до 400 тыс. руб. или приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, в деле, рассмотренном Кузнецким районным судом Пензенской области (решение от 07.10.2021 № 12-97/2021), по ст. 8.2 КоАП РФ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды была оштрафована компания. Причиной послужил акт обследования территории компании, на которой обнаружены старые автомобильные покрышки, строительный мусор, паромасляная ветошь, баллоны из-под краски, канистры пластмассовые, фильтры отработанные масляные. Суд счел факт правонарушения доказанным.

Налог на прибыль

Услуги юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению отходов, не бесплатны. Поэтому при передаче отходов таким лицам у компании возникают расходы.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что в состав материальных расходов включаются расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов. Таким образом, затраты, возникающие у компании при передаче в соответствии с Требованиями отходов лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению отходов, можно учесть в материальных расходах на основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Кроме того, учет данных затрат возможен и на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как других расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В письме от 18.03.2022 № 03‑03‑06/1/21079 Минфин России разъяснил, что, если законодательством РФ предусмотрена обязанность организации по утилизации оборудования, расходы на его утилизацию уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии, что данные расходы экономически обоснованы, а также при условии надлежащего документального подтверждения процедур, предусмотренных законодательством для такой утилизации.

Отметим, что Требованиями не предусмотрена немедленная утилизация полученных от организаций и предпринимателей отходов. Такие отходы лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению отходов, накапливают на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов (п. 9, 26, 43, 58, 75, 87 Требований). И хранить накопленные отходы они могут в течение 36 месяцев (п. 11, 32, 49, 62, 77 Требований).

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Таким образом, учитывая разъяснения Минфина России и процедуру утилизации, предусмотренную Требованиями, документальным подтверждением расходов, возникающих при передаче отходов, на наш взгляд, будут:

  • договор с организацией (индивидуальным предпринимателем), осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению отходов и имеющей соответствующую лицензию;

  • копия лицензии;

  • акт о передаче такой организации (индивидуальному предпринимателю) отходов на переработку и утилизацию.

УСН

Закрытый перечень расходов на УСН не содержит затрат по передаче отходов на утилизацию. В нем значатся лишь расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), к которым рассматриваемые нами отходы не относятся.

Однако на УСН можно учитывать материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ они принимаются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ. Как уже было указано выше, в состав материальных расходов включаются расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Таким образом, затраты, возникающие при передаче отходов в соответствии с Требованиями, при применении УСН можно учесть на основании подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы.

Учесть затраты по передаче отходов на утилизацию можно будет и при применении АУСН, которая в качестве эксперимента вводится с 1 июля 2022 г. в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Ведь при применении данного спецрежима учитываются все расходы, за исключением поименованных в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“». А среди них расходы по передаче отходов на утилизацию не названы. Подробнее об АУСН читайте в «ЭЖ-Бухгалтер», № 07, 2022.