Оценка рисков и выставление лимитов дебиторской задолженности для разных типов контрагентов

| статьи | печать

При работе с дебиторской задолженностью (ДЗ) у компании-кредитора всегда возникает вопрос, какой риск допустить на контрагента (КА), из каких соображений определить величину допустимой ДЗ, не обеспеченной никакими инструментами страхования.

Даже если критерии установления лимитов ДЗ определяются вышестоящей компанией или внешним андеррайтером, понимание о возможных подходах может позволить сформировать предложения по улучшению существующей системы.

Для компаний, которые реализуют работу по управлению рисками ДЗ самостоятельно, наиболее выверенный и комплексный подход к размеру рисков на КА имеет значение, которое трудно переоценить для качества ДЗ.

Один из возможных вариантов основывается на принципе определения лимита необеспеченной ДЗ из двух главных факторов:

1. Размер зарабатываемой прибыли по КА.

2. Риск КА оказаться неплатежеспособным.

Ситуация, когда мы связываем заработок на конкретном КА с рисками на этого КА и отталкиваемся от размера этого заработка (как меры для определения лимита риска), ограничивая эту величину присущим риском контрагента не обеспечить наш заработок, позволяет занимать службе по работе или контролю с ДЗ проактивную и «бизнесовую» позицию.

Данный подход отражает следующий тезис: да, мы рискуем, кредитуя контрагента, но мы и зарабатываем на этом. Если зарабатываем больше на определенном КА, готовы и рисковать больше, то есть допустить больший лимит ДЗ.

Выражаем данный тезис в следующей формуле: 

Лимит необеспеченной ДЗ КА = Приведенная годовая прибыль (Пр) х статус по риску КА. 

  • Максимальный необеспеченный риск на КА равен денежной массе, которой этот риск будет покрыт заработком по КА за срок статуса по риску.

  • Статус по риску оценивается как срок, в течение которого КА с соответствующим риском с высокой вероятностью не потеряет свою платежеспособность.

  • После установления лимита необеспеченной ДЗ допускаем фактическую ДЗ по КА не более максимально допустимого риска.

  • Сверх этого лимита ДЗ должна быть обеспечена (банковские гарантии (БГ), поручительства фин. институтов, страхование и т.п.).

Подходы к расчету Пр КА для целей определения лимита ДЗ КА:

  • Пр берется по соответствующему КА.

  • Так как цель применения Пр КА в данном случае — определить денежные средства для покрытия ДЗ, Пр КА желательно брать максимально очищенную от расходов по КА, то есть маржинальную прибыль по КА или даже чистую прибыль в случае наличия такого учета.

  • Расчет производится без ­НДС.

  • Пр каждый раз приводится к году скользящим методом, например за 2021 г. :

а) Пр I кв. 2021 прив = Пр I кв. 2021 г. + (II кв. + III кв. + IV кв. 2020 г.);

б) Пр II кв. 2021 прив = (Пр I кв. + II кв. 2021 г.) + (III кв. + IV кв. 2020 г.);

в) Пр III кв. 2021 прив = (Пр I кв. + II кв. + III кв. 2021 г.) + Пр IV кв. 2020 г.;

г) Пр 2021 г. прив = Пр I кв. + II кв. + III кв. + IV кв. 2021 г.

Новые КА без истории заработка для компании должны работать без ДЗ до наработки кредитной истории — это базовый принцип.

После оценки риска по КА и в случае оценки риска как низкого или среднего возможно применение подхода к расчету лимита необеспеченной ДЗ КА на основе прогнозного плана по прибыли, за который бизнес несет ответственность и выполнение которого постоянно отслеживается, и на условиях постепенного увеличения этого лимита.

Подходы к определению статуса по риску КА

Целесообразно подразделить статусы на высокорисковых КА, средних по рискам и с низким риском. Групп может быть больше в зависимости от ситуации в отрасли, в которой работает компания-кредитор.

Сроки статуса по риску устанавливаются исходя из комплекса следующих факторов:

  • истории/статистики компании-кредитора фактов образования неплатежеспособных КА-дебиторов, объединяемых по схожим признакам (например, размер бизнеса, срок существования, наличие основных средств, размер рентабельности продаж из данных РСБУ отчетности из открытых источников (Контур-Фокус и т.п.), размер налоговых отчислений);

  • информации о подобных случаях из СМИ, опытов обмена с коллегами по отрасли, банками;

  • изменения рыночной ситуации в отрасли, например появления негативных тенденций или спада, что говорит о необходимости сокращения ранее установленных сроков статусов.

Для примера могут быть такие рассуждения и следующий итог. Мы знаем, что последний раз крупные для нашей компании-кредитора КА-дебиторы оказывались неплатежеспособными четыре-пять лет назад, при этом среди мелких КА каждый год есть определенный объем безнадежной ДЗ.

Компании имеет смысл установить сроки статусов по рискам КА:

  • для высокорисковых КА — один год;

  • для КА со средним риском — два года;

  • для КА с низким риском — четыре года.

Проверки и анализ рисков КА

Определяющую роль в присвоении статуса по рискам КА имеют значение проверки и анализ рисков в отношении платежеспособности.

Принципы проверки контрагентов следующие.

Цель проверки — получение сведений о компании, организации, частном лице — потенциальном КА компании и подтверждение сведений, заявленных о себе потенциальным КА, оценка потенциальных рисков неплатежа или недопоставки товаров, неполучения услуг, рисков для акционеров и иных возможных рисков и минимизация финансовых и репутационных потерь для принятия обоснованного решения о сотрудничестве.

Проверка включает в себя мероприятия по проверке юридической, финансовой и иной информации по КА, подлежащим проверке, в том числе может включать мероприятия по выездной проверке. Сопровождается запросом на проверку по закрепленной форме и подробным выводом с присвоением уровня риска КА (низкий, средний, высокий, отказ) по результатам проверки.

Экспресс-проверка включает в себя мероприятия по проверке юридической, финансовой и иной информации по КА, не содержит мероприятия по выездной проверке. Сопровождается упрощенным запросом на проверку и кратким выводом.

Также следует компании проверить базовую информацию:

  • указание данных по ЕГРЮЛ: действующая ли организация, дата создания, размер уставного капитала, основной вид деятельности, учредители, факт вхождения в реестр малого и среднего предпринимательства, численность сотрудников;

  • проверка финансового состояния КА по данным последней отчетности, сданной в Росстат (выручка, прибыль, баланс, чистые активы, долговая нагрузка, отношение суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств к выручке годовой или средней месячной);

  • наличие (отсутствие) наложенных ограничений на расчетные счета КА;

  • проверка связей юридического лица (директора, учредителей) с сомнительными юридическими и физическими лицами;

  • проверка по базе ФНС России на предмет нахождения организации в процессе ликвидации/реорганизации, сдачи налоговой отчетности, наличия долгов по налогам;

  • проверка наличия неисполненных КА решений судов по базе Федеральной службы судебных приставов;

  • проверка наличия неисполненных директором/учредителем решений судов по базе Федеральной службы судебных приставов;

  • проверка судебных дел, находящихся в производстве арбитражных судов (в том числе дел о банкротстве), на предмет оценки общего объема претензий к КА;

  • наличие/отсутствие интернет-сайта, имеющего вполне определенную связь с юридическим лицом КА;

  • проверка негативной информации о КА, директоре/учредителе;

  • наличие ресурсов для осуществления сделки (например, проверка наличия ОС в балансе для выполнения работ, проверка по документам наличия в собственности недвижимости и т.п.);

  • наличие зарегистрированных товарных знаков или права на их использование;

  • проверка личности представителя КА, имеющего право подписи;

  • наличие рейтингов и рэнкингов от российских рейтинговых агентств «Эксперт РА» (www.raexpert.ru) и «АКРА» (www.acra-ratings.ru);

  • наличие обращающихся на открытом рынке (биржах) ценных бумаг;

  • другие сведения, которые можно установить об организации, пользуясь базами данных и источниками информации.

В некоторых случаях может потребоваться проверка КА на предмет групповой связки, в случае отсутствия явной юридической связи (например, родственные связи учредителей, одинаковые или похожие названия, связи по учредителю, наличие одного офиса или склада и т.п.).

В случае прихода на проверку организаций государственных структур перечень мероприятий ограничивается:

  • подтверждением регистрационных данных КА;

  • проверкой полномочий лиц, выступающих от имени этой госструктуры. Для проверки необходимо предоставить доверенность или приказ, подтверждающий полномочия указанных лиц.

Если в ходе проверки КА выясняется, что контрольный пакет акций в АО или более 51% долей в УК ООО принадлежит госструктурам, то компания определяется как «госструктура» и ее дальнейшая проверка ведется в соответствии с этим обстоятельством.

Информация по выездной проверке:

  • проверка реальности бизнеса у КА (наличие телефона, по которому можно получить информацию, проверка наличия офиса, склада, производственных помещений), проверка физического наличия персонала, основных средств, недвижимости;

  • проверка факта реального ведения бизнеса, заявленного КА (например, попытка получить услугу/товар, который декларируется контрагентом как его бизнес);

  • проверка факта принадлежности заявленного бизнеса конкретному юрлицу, а именно проверка ЮЛ, от которого осуществляет бизнес КА (например, путем приобретения на заявленном месте ведения бизнеса товара и выявления ЮЛ, реализующего товар по товарным документам).

Применяется также любая другая информация, обнаруженная в ходе проведения проверки, не вошедшая в базовую информацию и в информацию по выездной проверке, например:

  • мониторинг СМИ для получения данных, подтверждающих факт вхождения юрлица в группу лиц крупного известного бренда;

  • мониторинг СМИ на предмет негативной/позитивной информации о КА, участия в крупных публичных сделках, наличия рейтингов;

  • проверка иных фактов и сведений.

Принципы ранжирования КА по уровню риска

Рассмотрим разграничения КА, относящихся к разным уровням риска.

С потенциально низким уровнем риска — это контрагенты, относящиеся к:

  • государственным корпорациям и предприятиям, учрежденным ими иным юридическим лицам;

  • организациям, принадлежащим международным корпорациям с признанной репутацией;

  • дистрибьюторам, у которых с компанией заключены дилерские соглашения;

  • субъектам естественных монополий, системообразующим предприятиям.

С потенциально средним уровнем риска — контрагенты, отвечающие следующим признакам:

  • органы власти и управления всех уровней, бюджетные организации;

  • КА, ранее прошедшие проверку, имеют длительные договорные отношения с компанией и в период этого сотрудничества отсутствовали негативные факторы неблагожелательности;

  • КА, ранее не сотрудничавшие с компанией, которым в результате проверки присвоен средний уровень риска с учетом их текущего финансового состояния, положения на рынке и прочих факторов.

С потенциально высоким уровнем риска — контрагенты, не включенные в первые две категории, в том числе:

  • КА, ранее прошедшие проверку, имеют длительные договорные отношения с компанией, в период этого сотрудничества продемонстрировавшие факторы неблагожелательности (например, задержки оплаты);

  • КА, ранее не сотрудничавшие с компанией, которым в результате проверки присвоен высокий уровень риска с учетом их текущего финансового состояния, положения на рынке и прочих факторов;

  • КА, по которым не подтверждается наличие необходимых ресурсов для совершения сделки.

Контрагенты с уровнем риска «отказ» — КА, по которым в результате проверки обнаружены тревожные маркеры, анализируя которые проверяющий эксперт по совокупности факторов делает вывод о невозможности сотрудничества, или выявлены стоп-факторы для сотрудничества.

Кредитование КА с уровнем риска «отказ» запрещается.

К тревожным маркерам можно отнести контрагента, если:

  • срок деятельности КА менее года (за исключением случаев замены ЮЛ действующего КА);

  • КА находится в стадии реорганизации;

  • КА входит в негативные списки ФНС (имеет задолженность по налогам и сборам, запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и т.п.);

  • КА соответствует одному признаку фирм-однодневок согласно приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и письму Минфина России от 17.12.2014 № ­03‑02‑07/1/65228;

  • имеются компрометирующие материалы относительно директора, учредителя КА;

  • КА не проявляет активности в течении последних 12 месяцев;

  • КА имеет значительные суммы исполнительных производств или в отношении него имеются арбитражные дела на значительную сумму;

  • КА в отчетности показывает значительное ухудшение финансового состояния;

  • выявлены иные негативные признаки.

К стоп-факторам относится следующая информация по КА:

  • если при проведении проверки КА обнаружены следующие факторы, то они могут послужить причиной присвоения статуса «отказ»;

  • соответствует нескольким признакам фирм однодневок согласно приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и письму Минфина России от 17.12.2014 № 03‑02‑07/1/65228;

  • находится в стадии банкротства/ликвидации;

  • в отношении КА ФНС принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;

  • есть действующие приостановки по расчетным счетам;

  • имеет выявленную связь c юридическим лицом, имевшим негативную историю взаимоотношений с компанией;

  • в отчетности есть отрицательные чистые активы;

  • есть риски, в отношении которых кредитующие компанию банки высказывают рекомендации отказа от сотрудничества;

  • имеет риски, в отношении которых акционерами компании принято решение отказать в сотрудничестве.