Потребление растет повышением необеспеченного кредитования

| статьи | печать

Одни аналитики, прежде всего — из крупнейших банков, связывают рост кредитования с повышением уверенности граждан в завтрашнем дне и уверяют, что никаких «пузырей» на рынке не надувается. Другие обращают внимание, что реальные доходы людей продолжили падение в I квартале, а кредитование выросло, и осторожно выражают по этому поводу тревогу.

Высокие темпы роста потребительского кредитования в России в последние месяцы связаны с двумя факторами — появлением у россиян уверенности в будущем, а также сформированным во время пандемии отложенным спросом, считает первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.

«Сама суть кредита — это, скорее, взгляд человека в будущее, а не в прошлое… у людей стал появляться оптимизм и уверенность в будущем, потому что человек, который не уверен в своем будущем, никого кредита брать не будет... Мы не видим здесь пузыря», — сказал А. Ведяхин, выступая на Международном финансовом конгрессе.

А директор Департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов обращает внимание, что рост ипотеки в мае немного замедлился, а вот рост необеспеченных кредитов резко вырос. Ему и многим другим аналитикам динамика необеспеченных кредитов внушает все большую тревогу. В том числе и потому, что кредит остается основным источником роста внутреннего спроса.

Если не так надуваются пузыри, то как?

Что касается потребительской уверенности, о которой воодушевленно рассуждает А. Ведяхин, то аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов замечает по поводу новых данных Росстата по потребительским ожиданиям (подробнее — на с. 3): «Индекс потребительской уверенности показал небольшой рост по сравнению с предыдущим кварталом (аналогичную динамику демонстрирует и индекс потребительских настрое­ний ЦБ РФ). Однако главная общая тенденция, демонстрируемая обоими индикаторами, — то, что настроения потребителей все еще достаточно далеки от докризисных уровней. Так, например, индекс Росстата в 2018—2019 гг. находился на уровне –13 п.п., а сейчас — –18 п.п., похожая ситуация и с индексом ЦБ РФ (94,7 п.п. против 90,1 п.п. сейчас)».

И картина такова: текущее восстановление фактических расходов потребителей опережает динамику индексов потребительской уверенности. Непродовольственный товарооборот уже превысил уровни марта 2020 г., а продовольственный — вплотную подбирается к докризисным значениям. Сегмент услуг также пока еще не достиг докризисных значений, но очень близок к уровню I квартала 2020 г.

И С. Мурашов отмечает: «...улучшение расходов потребителей во многом связано с ростом кредитования, тогда как доходы восстанавливаются хуже (рост реальных зарплат не превышает 2% год к году в последние месяцы, а доходы в целом просели на 3,6% по итогам I квартала 2021 г.)».

Конечно, остается еще надежда, что ситуация с доходами в ближайшие кварталы все-таки начнет выправляться. «Этому поспособствует и восстановление экономики (с чем будет связано увеличение зарплат), и исполнение социальных расходов бюджета», — на такой негрустной ноте завершает свой анализ эксперт Райффайзенбанка.


К сведению

По данным ЦБ, всего на руках у россиян сейчас кредитов на 22,2 трлн руб. Темпы прироста потребкредитов в мае ускорились до 2,2% с 1,6% в апреле, а ипотечного кредитования, наоборот, замедлились — до около 2% с 2,8% в апреле.