Как повлияла пандемия на федеральный бюджет

| статьи | печать

Коронавирус и фискальные меры по поддержке экономики и населения в 2020 г. привели к существенному изменению структуры расходов федерального бюджета, полагают в Высшей школе экономики (ВШЭ). Это создает определенные проблемы для последующих лет, ставит под сомнение проекты общих направлений бюджетной политики (ОНБП) на 2021—2023 гг. по росту доходов и расходов бюджетной системы в 2021 г. и прогнозируемый рост экономики в целом на 3,3%.

Исследователи ВШЭ отмечают, что, по предварительным данным Минфина, за 2020 г. доходы федерального бюджета составили 18,7 трлн руб. — на 7% ниже, чем в 2019 г. Без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством Сбербанка, сокращение доходов составило бы 12,5%. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 34% (!). Их доля в общем объеме доходов упала до рекордно низких 28% за период 2006—2020 гг.

Одновременно с резким сокращением доходов расходы были увеличены, по сравнению с показателями 2019 г. — на 25%. Были профинансированы дополнительные расходы на здравоохранение, социальную политику, межбюджетные трансферты. Дефицит федерального бюджета составил 4,1 трлн руб., при этом на его финансирование было потрачено всего 290 млрд руб. средств ФНБ. В 2020 г. доходы федерального бюджета заметно сократились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП.

В марте — апреле 2020 г. Россия столкнулась с резким сокращением цен на нефть. В последующие месяцы они частично восстановились, но не до уровней 2019 г. За 2020 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 5,2 трлн руб., что, как выше сказано, на 34% меньше по сравнению с 2019 г. Поступления федерального бюджета по ненефтегазовым доходам в 2020 г. выросли по отношению к 2019 г. на 10%. Основным фактором такого прироста стали средства от сделки правительства и ЦБ со Сбербанком. По сути, доходы федерального бюджета были увеличены за счет средств ФНБ. Без учета операции по переходу Сбербанка в собственность правительства ненефтегазовые доходы выросли на 1,3%.

Поступления «внутреннего» НДС за 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросли на 0,3%. Поступления НДС на импорт выросли на 3,4%, при том что, по данным ЦБ РФ, импорт товаров и услуг в долларах США в 2020 г. сократился почти на 15%. Так что в рублях, с учетом удешевления национальной валюты, это сокращение составило 5%. Рост поступлений «внутреннего» НДС и НДС на импорт (в сумме они составляли в 2020 г. свыше половины ненефтегазовых доходов) при сокращении налоговой базы можно объяснить только существенным увеличением собираемости НДС.

Расходы федерального бюджета в 2020 г. составили 22,8 трлн руб. В номинальном выражении их прирост (год к году) составил 25%; в реальном выражении, с учетом инфляции, — 21%. В 2020 г. уровень расходов федерального бюджета в неизменных ценах был существенно выше (почти на 8%) «рекордных» показателей 2014 г., после которого расходы федерального бюджета в реальном выражении сокращались в течение четырех лет (2015—2018 гг.). Пандемия коронавируса и фискальные меры по поддержке экономики и населения в 2020 г. привели не только к существенному росту расходов федерального бюджета, но и к изменению их структуры.

В 2020 г. заметно выросла доля расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты. Все эти структурные изменения обусловлены пандемией. Сокращение доли расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» в 2020 г. связано с тем, что предусмотренные бюджетной росписью средства по подразделу «Резервные фонды» в объеме 410 млрд руб. не были потрачены. Тем не менее в целом расходы по сравнению с 2019 г. выросли на 10%. Расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в 1,9 раза, на социальную политику — на 43%, на межбюджетные трансферты — на 39% соответственно.

Дефицит федерального бюджета за 2020 г. составил 4,1 трлн руб. (3,8% ВВП). При этом в течение всего периода продолжало действовать бюджетное правило, в соответствии с которым Минфин России приобретал или продавал валюту в зависимости от соотношения полученных и базовых нефтегазовых доходов.

В целом за 2020 г. на финансирование бюджетного дефицита было потрачено 289,8 млрд руб. средств ФНБ. Основным источником финансирования стали внутренние заимствования, нетто-поступления от которых составили 4,6 трлн руб. Этих средств хватило не только на финансирование бюджетного дефицита, но и на погашение внешнего долга в объеме 304 млрд руб.

Рекордный рост расходов федерального бюджета в 2020 г. обусловил и существенное увеличение доходов и расходов бюджетной системы в целом. По данным Федерального казначейства, трансферты регионам за 11 месяцев прошедшего года выросли (год к году) на 60%, в результате чего доходы регионов увеличились на 6,6%, расходы — на 16%, расходы консолидированного бюджета РФ и внебюджетных фондов — также на 16%. Иными словами, можно говорить о значительном бюджетном стимулировании экономики в 2020 г.

В завершении исследования говорится: «Вместе с тем резкий рост расходов федерального бюджета в 2020 г. создает определенные проблемы для последующих лет. В соответствии с ОНБП на 2021—2023 гг., на 2021 г. эти расходы сократятся в номинальном выражении на 6%. Такое сокращение, вместе со второй и последующими волнами пандемии, ставит под сомнение проекты ОНБП по росту доходов и расходов бюджетной системы в 2021 г. и прогнозируемый рост экономики в целом на 3,3%».

 Структура расходов федерального бюджета в 2013—2020 гг., % 

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Расходы, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Общегосударственные вопросы

6,4

6,3

7,2

6,7

7,1

7,5

7,5

6,6

Национальная оборона

15,8

16,7

20,4

23,0

17,4

16,9

16,5

13,9

Национальная безопасность

15,5

14,1

12,6

11,6

11,7

11,8

11,4

9,8

Национальная экономика

13,9

20,7

14,9

14,0

15,0

14,4

15,5

15,3

ЖКХ

1,3

0,8

0,9

0,4

0,7

0,9

1,5

1,6

Охрана окружающей среды

0,2

0,3

0,3

0,4

0,6

0,7

1,1

1,1

Образование

5,0

4,3

3,9

3,6

3,7

4,3

4,5

4,2

Культура, кинематография

0,7

0,7

0,6

0,5

0,5

0,6

0,7

0,6

Здравоохранение

3,8

3,6

3,3

3,1

2,7

3,2

3,9

5,8

Социальная политика

28,7

23,3

27,3

28,0

30,4

27,4

26,8

30,6

Физическая культура и спорт

0,5

0,5

0,5

0,4

0,6

0,4

0,4

0,3

СМИ

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

0,5

Обслуживание гос. долга

2,7

2,8

3,3

3,8

4,3

4,8

4,0

3,4

Межбюджетные трансферты

5,0

5,5

4,4

4,1

4,8

6,6

5,5

6,1

Источник: Минфин России, Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ