Валютное регулирование: какие изменения произошли в законодательстве и чего еще ожидать участникам оборота?

| статьи | печать

За последнее время в валютное законодательство было внесено много изменений, направленных на его либерализацию. Произошло смягчение требований, касающихся отчетности по зачислению денежных средств на зарубежные счета, а также отмена требования о репатриации средств по некоторым видам сделок. Также произошло смягчение административной и уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства. Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» совместно с представителями ФНС России провело вебинар, на котором обсудили последние нововведения в валютном регулировании.

На протяжении нескольких лет Правительство РФ совместно с Центральным банком России и ФНС России ведет системную работу по либерализации валютного законодательства при сотрудничестве с профессиональным экспертным сообществом. За это время было внесено много изменений в валютное законодательство, которые надо учитывать при работе тем, кто связан с соответствующим сектором экономики. Далее будут приведены наиболее важные изменения валютного законодательства.

Смягчение требований

Для физических лиц — резидентов РФ были сняты все ограничения по зачислению денежных средств на зарубежные счета банков и иных организаций финансового рынка в странах ЕАЭС. ЕАЭС — регион с согласованной валютной политикой, поскольку выработка и соблюдение такой политики является одним из обязательств союзного договора. В связи с этим Россия пытается максимально уравнять и либерализовать требования в сфере валютного регулирования по отношению к странам — участницам ЕАЭС.

Ограничения были сняты также в отношении других стран, которые осуществляют с Россией обмен финансовой информацией, если при определенных условиях для этих счетов отсутствует необходимость представления отчетов о движении средств в рамках требований валютного законодательства.

Как только появился автоматический обмен информацией, необходимость в дополнительном представлении информации посредством самодекларирования отпала. Сейчас при открытии счетов гражданами в финансовых институтах стран, которые ведут с Россией дипломатический обмен информацией, никаких ограничений по зачислению средств на счета нет и в большинстве случаев обязанности по представлению отчетов по таким счетам тоже нет.

С 1 января 2020 г. были отменены требования по репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам, связанным с выполнением резидентами работ и оказанием услуг, передачей информации и прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также по отдельным видам внешнеторговых контрактов, предусматривающих передачу товаров, сумма обязательств и оплата по которым осуществляется в валюте РФ. Это первый серьезный шаг, сделанный в сторону ухода от требований об обязательной репатриации — одно из требований валютного законодательства, которое вызывает наибольший дискомфорт у участников экономической деятельности. Дмитрий Вольвач, заместитель руководителя ФНС России, отметил, что постепенно будет отменяться и валютная репатриация, за исключением некоторых секторов экономики.

Смягчение ответственности

С 31 июля 2020 г. вступили в силу изменения в ст. 15.25 КоАП РФ, которыми проведено существенное смягчение ответственности за нарушение валютного законодательства, поскольку на практике часто величина штрафов не соответствовала существу и опасности деяния. Базовая ставка штрафа, которая ранее составляла 75—100% суммы сделки или суммы денежных средств, не возращенных в Российскую Федерацию, была сдвинута до 5—30%. Теперь, если будет наложено такое взыскание, финансовая ответственность не приведет к каким-то трагичным последствиям для бизнеса, как это могло быть, когда речь шла о санкциях, сопоставимых с суммой самой операции или нерепатриированной выручки.

Произошли изменения в отношении ответственности за нарушения, связанные с проведением незаконных валютных операций по зарубежным счетам, если эти операции связаны с внешнеэкономической деятельностью. Если денежные средства зачислены на счета в зарубежных банках в нарушение Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), но впоследствии эти средства в течение 45 дней зачислены на счет в уполномоченном банке, то ответственность за нерепатриацию выручки будет применяться только в случае, если 45 дней истекли, а репатриация так и не произошла.

Также были установлены пороговые суммовые значения по контрактам, к которым ответственность вообще не применяется, — это контракты суммой до 200 000 руб.

Помимо этого, была отменена ответственность за нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, если срок не превышает 90 дней со дня исполнения такой обязанности. Раньше нарушение даже на один день возврата выручки означало сразу применение штрафных санкций по прежним высоким ставкам. В ряде случаев было понятно, что субъекты не ставили целью невозврат выручки, у них могли быть объективные причины, связанные в том числе с особенностями банковского, налогового или валютного законодательства иностранного государства, и сразу перечислить деньги на счет в российском банке было просто технически невозможно. Увеличение сроков совершенно разумно и оправданно с точки зрения логики и юридической практики — 45 дней необходимы для того, чтобы провести какие-то конверсионные операции, успеть расплатиться по тем обязательствам, которые включены в контракт и которые должны быть сразу оплачены с выручки по контракту.

С 12 апреля 2020 г. вступили в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который предусмотрел внесение изменений в КоАП РФ и УК РФ в части ответственности за отдельные нарушения в сфере валютного законодательства. Статья 15.25 КоАП РФ была дополнена ч. 2, которая установила ответственность за нерепатриацию средств в течение одного года и в сумме, превышающей 100 млн руб., если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Только если такое нарушение будет иметь квалифицирующие признаки, то лицо привлекут к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 УК РФ.

Принятые законы установили некую логику: нельзя сразу привлекать к уголовной ответственности, если не было до этого административного штрафа за аналогичное правонарушение.

Иными словами, только если правонарушение становится системой, тогда можно при достижении определенных критических порогов по суммам говорить о применении уголовной ответственности в рамках ст. 193 УК РФ. То есть была исключена возможность применения уголовной ответственности без каких-либо существенных фактических предпосылок.

Также была учтена диспозиция ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, которой установлены санкции для должностных лиц. Административная ответственность за повторное совершение правонарушения, предусмотренная ч. 4 и 5 данной статьи, наступает только в случае, если должностное лицо, совершившее такое правонарушение, ранее было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Речь идет о возможности ужесточения наказания только при наличии «рецидива».

Новое понятие — организации финансового рынка

Важно отметить, что в целях реализации положений Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» было принято постановление Правительства РФ от 17.04.2020 № 528 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 и от 12 декабря 2015 г. № 1365» (далее — Постановление Правительства РФ № 528), которое установило правила представления резидентами отчетов о движении средств по счетам, открытым не только в банках, но также и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Эта норма зеркальна ранее упомянутой: если есть освобождение от необходимости декларировать зарубежные счета в странах, осуществляющих с Россией автоматический обмен информацией, то необходимо привести в соответствие термин «финансовые институты», как он применяется в НК РФ в главе 20.1 и международных стандартах по обмену финансовой информацией. Иначе возникает странная ситуация: термин «банки и небанковские кредитные организации», который раньше существовал в Законе о валютном регулировании, не перекрывал все виды финансовых счетов, в отношении которых осуществляется автоматический обмен и в отношении которых должно происходить самостоятельное декларирование. Благодаря внесенным изменениям была уравнена терминология, которая используется в НК РФ, в Международных стандартах и в Законе о валютном регулировании.

С вступлением в силу 29 апреля 2020 г. Постановления Правительства РФ № 528 изменились как порядок предоставления отчетов юридических и физических лиц, так и формы этих отчетов. В частности, Постановлением Правительства РФ № 528 было отменено требование об обязательном нотариальном заверении представляемых юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями копий подтверждающих документов, переводов на русский язык, подтверждающих документы, составленные на иностранном языке. До этого действовали избыточные требования. Когда документы были вполне понятными и читаемыми и дополнительно легализовывать их не требовалось, на практике этого не делали.

Новые обязанности

С 2021 г. вводится обязанность представлять налоговым органам отчеты по зарубежным счетам не только о движении денежных средств, но и о движении иных финансовых активов. На сегодняшний день Правительством РФ уже внесены соответствующие изменения. Недавно было опубликовано постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2051 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 и от 12 декабря 2015 г. № 1365», которое приводит требования к зарубежным счетам в соответствие с действующим законодательством и современными реалиями, чтобы, с одной стороны, информация, поступившая в рамках отчетов, была наиболее полной, а с другой стороны, чтобы у налогоплательщиков возникало как можно меньше вопросов о том, как заполнять ту или иную форму. Поскольку документ новый, в разделе сайта ФНС России, посвященном валютному контролю, будет отражен перечень часто задаваемых вопросов и ответов на них, так как ФНС России ежедневно получает много типичных вопросов.

Недавно появилась обязанность представлять отчет о движении денежных средств в том числе и по счетам, открытым в небанковских финансовых организациях, а также уведомлять об открытии этих счетов (наиболее частый пример — брокерские счета по учету ценных бумаг в зарубежных финансовых институтах).

На практике возникают трудности с заполнением отчетности, если лицо владеет ценно-бумажным портфелем и ценные бумаги в нем постоянно меняются — одни продаются, другие покупаются. Что необходимо указывать в графах о движении денежных средств? Уже вышло постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2051, там даны все необходимые формы и разъяснения по их заполнению. В частности, в этих изменениях предусматривается указание в отчетах об использовании финансовых активов, не являющихся денежными средствами, стоимостного выражения финансовых активов на начало и конец отчетного периода, а также стоимостного выражения финансовых активов, зачисленных и списанных на счет и со счета в отчетном периоде в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или в валюте счета по данным банка или иной организации финансового рынка. Речь идет об оценке, представляемой банком, в котором открыт счет. Эту оценку банк обязан предоставить по требованию клиента на дату, которая ему нужна, или на дату закрытия отчета, если клиент ее раньше не истребует.

Оценки в той валюте, в которой представляет ее банк, вполне достаточно для того, чтобы заполнить форму. С учетом особенностей оценки неденежных средств и иных финансовых активов вполне возможно, что баланс этого отчета будет не совсем сходиться, и это нормально. Нет требований к тому, чтобы сумма дохода или расхода и остатка выходила в ноль, принимая во внимание особенности счета и то, что он, скорее всего, валютный или многофункциональный мультисчет, который содержит учет различного рода активов и ценных бумаг. Никто при принятии этого отчета не задаст вам вопрос, почему баланс не сходится, если в целом данные представлены корректно. Заполнять отчет сейчас не стало сложнее, поскольку всю информацию, которую вы получали от банка об оценке активов, хранящихся у вас на счете, вы просто перенесете не только в части денежных, но и в части неденежных активов.

Надо обратить внимание, что представление отчетов по новым правилам начинает действовать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей начиная с отчета за I квартал 2021 г. в течение 10 дней до окончания квартала, а для физических лиц — начиная с отчета за 2021 г. до 1 июня 2022 г. или, в случае закрытия счета, в месячный срок со дня закрытия соответствующего счета. Значит, физические лица в отношении 2020 г. могут не беспокоиться и не спеша ознакомиться с поправками. Если что-то в изменениях будет неясно, то можно обратиться в ФНС России за разъяснениями.

Обязанность по репатриации займов

В Законе о валютном регулировании появилась обязанность по репатриации займов для физических и юридических лиц. Также была введена корреспондирующая ответственность за невыполнение обязанности по репатриации займов. Если посмотреть закон о введении в действие этой обязанности, то в нем прямо сказано, что он не распространяется на старые займы, которые были выданы до вступления в силу данных поправок, с оговоркой — если не менялись существенные условия этих договоров займа. У налогоплательщиков возникает вопрос: что относится к таким существенным условиям?

Дмитрий Вольвач отмечает, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к положениям гражданского законодательства. Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно ст. 807 ГК РФ существенными условиями договора займа являются сумма договора и срок завершения обязательств по этому договору. Учитывая положения ст. 432 ГК РФ, замена стороны кредитора по договору займа является изменением существенных условий заключенного договора в случае, если в договоре указано требование о согласовании такой замены с должником. Значит, к таким существенным условиям, изменение которых потребует выполнения новой обязанности, относятся:

  • сумма займа,

  • срок договора,

  • замена стороны.

Исходя из закона и судебной практики, процентная ставка по договору займа не относится к существенным условиям такого договора и такое изменение не потребует представления отчета по старым договорам.

Были внесены также поправки в Закон о валютном регулировании — расширен перечень стран, в отношении которых практически отсутствуют ограничения по зачислению средств на зарубежные счета. Основной критерий — присоединение к автоматическому обмену и фактический обмен финансовой информацией с Россией. Однако пока остаются ограничения, связанные с суммой: можно проводить любые операции, а отчет можно не представлять, только если сумма операций не превышает 600 000 руб.

Одновременно эта поправка сузила перечень операций, которые можно проводить по своему зарубежному счету в отношении счетов, открытых в банках тех стран, которые не обмениваются соответствующей информацией с Россией. Например, США фактически не присоединились к многосторонней конвенции об автоматическом обмене. Великобритания исчезла из списка стран ФНС России, которые осуществляют автообмен информацией с Россией. Эти ограничения вступили в силу задним числом, то есть имеют обратную силу, об этом прямо сказано в поправках. Получается, что, даже не зная о том, что в будущем эти ограничения появятся, налогоплательщики проводили операции, которые были на тот момент разрешены. Следует отметить, что это изменение будет применяться к новым периодам, когда стало известно о том, что перечень разрешенных операций по этим счетам сужается по сравнению с предыдущими периодами. Есть и общие нормы в валютном законодательстве, которые не допускают обратной силы для применения норм, ухудшающих положение резидентов или налогоплательщиков. ФНС России исходит из того, что каждый год ее приказом утверждается перечень стран — участниц автоматического обмена, они согласуются с Минфином и регистрируются в Минюсте, а затем размещаются на сайте налоговой. ФНС России будет исходить из того, что ограничения по операциям по счетам или отсутствие этих ограничений должно быть синхронизировано с действовавшим на тот момент перечнем, утвержденным приказом ФНС России. Никаких пересмотров допущено не будет, независимо от особенностей взаимодействия с той или иной страной. Если государство было обозначено в приказе ФНС России как обменивающееся с Россией информацией, значит, разрешение операций по счету в финансовом институте этой страны должно безусловно действовать.


Принять к сведению

Обработка информации, поступающей от финансовых институтов иностранных государств, и защита ее конфиденциальности

Уже несколько лет работает автоматический обмен информацией. В каком виде будет поступать информация от зарубежных партнеров на уровень территориальных налоговых инспекций? Налогоплательщикам хочется быть уверенными, что налоговая тайна останется тайной.

Для управления этими рисками были предприняты определенные организационные и технические решения. Информация приходит целиком в одну точку — в ФНС России. На сегодняшний день налоговики эту информацию научились идентифицировать — к концу 2020 г. ФНС России достигла 90% уровня идентификации информации, которая приходит к ней в автоматическом режиме. Это важно, так как если налоговая не может сопоставить запись о счете, которая пришла из какого-то зарубежного банка по налогоплательщику, который числится по ее базам данных, то эта информация будет бессмысленной и ничего не говорящей.

Вторая работа, которую провела ФНС России, — риск-профилирование: технически просеивается вся поступившая информация через специальный алгоритм с целью выявления рисков по уклонению от налогообложения — это налог на доходы физических лиц, полученный за рубежом, и недекларирование контролируемых иностранных компаний, в ряде случаев прибыль этих контролируемых иностранных компаний. Использовать информацию, поступающую в рамках автоматического обмена для того, чтобы найти того, кто нарушил требования Закона о валютном регулировании, и привлекать к ответственности по ст. 12.25 КоАП РФ в качестве цели налоговых органов не стоит, и ФНС России такую задачу перед территориальными налоговыми органами не ставит.

Что касается рисков доступа к передаваемой информации, то ФНС России осторожно осуществляет этот доступ: в территориальные налоговые органы поступает только информация, которая нужна им для проведения контрольно-аналитических мероприятий, доступа ко всей базе ни в одном территориальном налоговом органе нет.

В будущем информация, получаемая в рамках автоматического обмена, будет размещена в личных кабинетах налогоплательщиков (об их зарубежных счетах), чтобы налогоплательщик точно знал, насколько корректно была предоставлена информация из зарубежных финансовых институтов.