Центробанк думает, как уговорить народ покупать акции российских компаний

| статьи | печать

Во вторник, 1 декабря, в рамках онлайн-конференции НАУФОР первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов сокрушался, что частные инвесторы вкладывают деньги в основном в акции зарубежных компаний, а надо бы — в отечественные бумаги.

Центробанк заметил, что наблюдаемый сейчас бум частного инвестирования обходит стороной российскую экономику. С. Швецов говорил, что частные инвесторы, приток которых на рынок ускоряется по экспоненте, вкладывают деньги в основном в акции зарубежных компаний.

По данным ЦБ, с начала 2020 г. число брокерских счетов физических лиц выросло почти в два раза — с 4,2 млн до 7,6 млн. За три квартала граждане отнесли на биржу 1,7 трлн руб. сбережений. Объем активов в собственности увеличен до абсолютного рекорда в 12,7 трлн руб.

Это воодушевляет — граждане нашли объекты вложения денег в условиях падающих ставок по депозитам. Только объекты эти — чужие.

С. Швецов говорит: «Да, как элемент диверсификации иностранные акции имеют право на существование в портфелях наших инвесторов, но макроэкономически нам важнее, чтобы эти деньги работали на российскую экономику».

Но когда речь идет о судьбе кровных денег, люди выбирают иностранное. По словам Швецова, исправить ситуацию могли бы брокеры и инвестиционные компании, которым в рамках своих предложений для клиентов следует акцентировать внимание именно на российских ценных бумагах.

Зампред сказал: «Мне кажется, НАУФОР здесь мог бы повлиять через стандарты на то, как предлагаются финансовые инструменты и в правильной ли последовательности предлагаются <…> акции РФ сегодня выглядят привлекательно, и „задвигать“ их в своих рекомендациях на последние позиции неправильно».

Тревожит ЦБ и то, что в России две трети инвесторов покупают и продают на фондовом рынке самостоятельно, и только треть пользуется услугами профессиональных управляющих. По этому поводу у С. Швецова тоже нашлась рекомендация: «Мне кажется, надо задуматься, почему так сложилось, и принять определенные маркетинговые меры, подталкивающие наших граждан, которые не очень, честно говоря, разбираются в финансовых инструментах, не очень обладают накопленным опытом работы с финансовыми инструментами, к доверительному управлению коллективными инвестициями <…> согласно международному опыту и опыту развитых рынков, подавляющее большинство инвестиций идет через схемы доверительного управления, и только 5—10% — это то, что граждане в активном режиме инвестируют сами».