1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5

Мороженое из-за маркировки может подорожать почти на треть

Производители холодного десерта сообщили о возможном росте цен на свой продукт. В письме на имя заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко участники рынка заявили, что ценовой скачок произойдет, если в России будет введена обязательная маркировка мороженого. Чтобы избежать этого всплеска, производители просят исключить мороженое весом до 100 г включительно из перечня категорий, подлежащих маркировке.

Союз мороженщиков России получает многочисленные обращения от участников рынка, которые крайне обеспокоены решением правительства о внедрении цифровой маркировки, говорится в письме. Мнение всех производителей мороженого едино с позицией отраслевых объединений (Российский союз предприятий молочной отрасли, Союзмолоко): введение цифровой маркировки для готовой продукции (ТН ВЭД 2105 00) не представляется ни обоснованным с точки зрения обеспечения законных интересов потребителя, ни экономически целесообразным.

Отрасль мороженого в России состоит в большинстве своем из небольших предприятий. Сезонность бизнеса предопределяет низкий средний уровень годовой доходности и сложность осуществления капиталоемких инвестиций. Большую часть товарооборота индустрии создают малые и средние предприятия, которые вынуждены использовать изношенные фонды. В то же время маркировка требует огромных первоначальных вложений.

В настоящий момент эксперимент по внедрению цифровой маркировки проводится на базе фабрики мороженого ООО «Полярис-Экспорт». По его результатам пока не реализовано техническое решение по считыванию кода с упаковки мороженого круглой формы (мороженое в вафельном стаканчике, в бумажном стаканчике, в сахарном рожке, круглое эскимо, мороженое во взбитой глазури и др.).

Не предлагают технического решения по считыванию кода с этих порционных видов мороженого и другие рекомендуемые ЦРПТ интеграторы. Об этом массово заявляют производители мороженого.

Эксперты обратили внимание, что себестоимость порционных видов мороженого массой менее 100 г невысокая: она составляет 8—20 руб. за порцию. «Приобретение кода за 50 коп. (без НДС) приведет к увеличению себестоимости мороженого на предприятии на 2,5—6%. С учетом затрат на нанесение кодов, операционных затрат, затрат на логистику, затрат коммерсантов и торговых сетей — конечная стоимость мороженого увеличится на 25—30%», — подсчитали в Союзе мороженщиков России.

Особенно сильно введение маркировки скажется на стоимости порционного мороженого, так как его упаковочная единица стоит недорого. Рост дополнительных расходов внедрения обязательной маркировки для индустрии может составить до 2,5 млрд руб. в год. Это может превысить даже темпы роста объема всей индустрии в финансовом эквиваленте.

Дело в том, что порционное мелкоштучное мороженое производится на автоматизированных производственных линиях. Для выполнения законодательных требований к маркировке мороженого на все такие линии потребуется установка: систем нанесения и считывания кода на каждую упаковку продукта; систем выбраковки неверно нанесенного кода; систем нанесения и считывания кода на каждый короб.

Вместе с тем требуется выработка системного решения по запросу, передаче и агрегированию кодов. Автоматизированное оборудование предприятий по выпуску мороженого нигде в мире не предполагает наличия необходимого места для размещения всех вышеперечисленных систем.

Соответственно, их установка неизбежно потребует внедрения ручной системы агрегации в короба, увеличения занятого на упаковке персонала, замедления процессов выпуска и отгрузки мороженого при повышенной температуре окружающей среды, что будет отрицательно сказываться на качестве и безопасности такой продукции. Кроме затрат на покупку и установку указанных систем необходимо интегрировать их информационное обеспечение с системами внутренней производственной, логистической и финансовой отчетности.

Все это потребует от отрасли единовременных капитальных затрат и инвестиций на уровне не менее 6,5 млрд руб. в первый год внедрения. Итого общие затраты индустрии мороженого в первый год внедрения цифровой маркировки составят 9 млрд руб. Для производителей низко- и среднеценовой готовой продукции на рынке мороженого такие затраты никогда не смогут стать окупаемыми — фактически они станут прямым отрицательным экономическим эффектом (убытком), предупредили кабмин мороженщики.


К сведению

По данным Минсельхоза, объем производства мороженого в России в 2015—2019 гг. относительно стабилен и варьируется из года в год в пределах 380—440 тыс. т. По оперативным данным, за январь — июнь 2020 г. объем производства мороженого в России составил 302,5 тыс. т, что на 22,4% больше аналогичного показателя 2019 г. (247,1 тыс. т).

Потребление мороженого на душу населения в 2015—2019 гг. варьировалось на уровне 2,51—2,94 кг, что выше среднего значения по миру — 0,9 кг на душу населения, но значительно ниже уровня потребления мороженого в странах-лидерах: Италия — более 15 кг/чел., Германия — 14,6 кг/чел., Финляндия — 14 кг/чел.

За период 2015—2019 гг. Россия наращивала экспорт мороженого, который вырос на 70% как в натуральном, так и стоимостном выражении и в 2019 г. составил 22,4 тыс. т на 53,3 млн долл. За январь — июнь текущего года экспорт российского мороженого вырос на 21,6% в натуральном выражении и на 14,4% в стоимостном относительно аналогичного периода 2019 г.

В 2019 г. Россия поставила мороженое в 38 стран (в 2018 г. — 34 страны, в 2017 г. — 31 страна). Наибольшую долю в структуре российского экспорта мороженого занимает Казахстан — 37% (19,7 млн долл.). Далее следуют Монголия (10,4%), Украина (8,5%), Китай (6,7%), Беларусь (6,6%). На топ-10 стран в 2019 г. пришлось 87,2% российского экспорта мороженого.

Учитывая динамику экспорта мороженого, которая характеризуется устойчивым ростом поставок (среднегодовой прирост в 2015—2019 гг. — 14%), в краткосрочной перспективе Минсельхоз прогнозирует дальнейшее увеличение показателя — в среднем на 5—10% в год. Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российского мороженого являются азиатские рынки, а наибольшей популярностью в странах-импортерах пользуется классический пломбир.