Российский агроэкспорт двигают масличные, сахар и мясо

| статьи | печать

По оперативным данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка (ЦОЭ), объемы экспорта АПК опережают плановые показатели. За 1-е полугодие его объем без учета ЕАЭС вырос на 17% относительно предыдущего года, достигнув 10,5 млрд долл. До конца года Минсельхоз прогнозирует повторение результата прошлого года на уровне 25 млрд долл. В ЦОЭ полагают, что этот показатель может быть перевыполнен и по итогам года вывоз сельхозпродукции за рубеж может увеличиться более чем на 10%.

В 1-м полугодии объем экспорта продукции АПК (без учета стран ЕАЭС) составил 10,5 млрд долл., нарастив 17% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Отгрузки в страны ЕАЭС подтверждают тенденцию: за первые четыре месяца 2020 г. их объемы выросли на 10%, до 1,2 млрд долл.

Эксперты ожидают, что основной прирост обеспечат как первостепенные экспортные категории, зерновые и масложировые, так и новые драйверы экспорта — масличные, сахар и мясо. «Если объемы экспорта масличных и мяса за первые полгода 2020 г. выросли в два раза, то экспорт сахара и кондитерских изделий показал четырехкратный рост. Доля этих трех категорий в структуре отгрузок агротоваров из России выросла с 6% в 1-м полугодии 2019 г. до 12% в 2020 г. При этом доля трех основных экспортных категорий, зерновых, масложировых и рыбы, снизилась с 73 до 68%», — отметил Андрей Дальнов, руководитель ЦОЭ Россельхозбанка.

Экспорт масличных за полгода 2020 г. достиг отметки в 598 млн долл. Отгрузки семян подсолнечника выросли в 3,5 раза, до 291 млн долл., соевых бобов — в 1,5 раза, до 149 млн долл. По данным Минэкономразвития, в среднесрочной перспективе планируется наращивание объемов экспорта сои в Китай до 3,7 млн т ежегодно, что в текущих ценах эквивалентно 1 млрд долл.

Экспорт сахара и кондитерских изделий из него вырос с 79 млн долл. до 305 млн долл. Драйвером категории стал свекловичный сахар. За шесть месяцев 2020 г. экспорт этого продукта вырос в 17 раз с 13 млн долл. до 218 млн долл. Производство твердого свекловичного сахара в объемах, значительно превосходящих внутренний спрос, вынуждают российских производителей искать новые рынки сбыта. Доли Украины и Турции в структуре экспорта сократились, значительно выросли доли стран Средней Азии и Азербайджана.

Неплохие приросты демонстрирует экспорт мяса и пищевых мясных субпродуктов, его объемы выросли с 149 млн долл. до 336 млн долл. По мясу птицы рост составил 2,5 раза, до 193 млн долл., свинины — в четыре раза, до 85 млн долл., говядины — в три раза, до 16 млн долл. Если говорить о странах — импортерах российской мясной продукции, то Китай переместился на первую строчку с долей 45% (54% с учетом Гонконга). Почти в три раза вырос экспорт категории во Вьетнам — с 12 до 15%. Украина теперь занимает вторую строчку в структуре экспорта мяса, ее доля сократилась с 28 до 16%, хотя непосредственно отгрузки продукции выросли с 42 млн долл. до 53 млн долл.

Экспорт категории «жиры, масла и воски» вырос на 0,5 млрд долл., или на 33% в относительном выражении, достигнув отметки в 1,9 млрд долл. Драйвер категории — экспорт подсолнечного масла — за 1-е полугодие 2020 г. вырос до отметки в 1,3 млрд долл. (+35%). Экспорт жиров, масла и восков в Китай вырос в три раза, достигнув 579 млн долл., или 30% от всех объемов экспорта категории. Также кратный прирост показала Индия, нарастив импорт категории с 28 млн долл. до 213 млн долл. (+669%) и переместившись с 13-й строчки на третью в рейтинге стран-импортеров категории с долей 11%.

Одна из основных экспортных категорий, «злаки», за январь — июнь 2020 г. достигла отметки в 3,3 млрд, продемонстрировав рост в 10% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и 18% в натуральном. Основные драйверы роста категории — пшеница и меслин, кукуруза, ячмень.

Вывоз рыбы демонстрирует падение

Экспорт категории «рыба, ракообразные и моллюски» сократился на 129 млн долл., или на 6% в относительном выражении. Наибольшее падение показали отгрузки ракообразных и рыбного филе. Экспорт мороженой рыбы в стоимостном выражении снизился на 2%. Интересен рост экспорта такой премиум-продукции, как свежие крабы: отгрузки за 1-е полугодие 2020 г. выросли на 20%, до 273 млн долл. Основные получатели — Южная Корея, Китай и Япония.

По итогам 1-го полугодия 2020 г. крупнейшим покупателем продукции агропромышленного сектора из России стал Китай. В страну экспортировано продукции на 1,9 млрд долл. При этом Китай закупает не основную экспортную позицию, зерно, а много другой продукции, в частности, замороженную рыбу (717 млн долл.), ракообразных (118 млн долл.), подсолнечное масло (282 млн долл.), соевое масло (182 млн долл.), рапсовое масло (104 млн долл.), соевые бобы (94 млн долл.), мясо птицы (143 млн долл.).

На перечисленные семь позиций приходится 87% поставок в страну. Второе место по объемам закупок агротоваров из России занимает Турция, третье — Южная Корея. За 1-е полугодие они ввезли продукции из России на 1,5 млрд долл. и 0,7 млрд долл. соответственно. С небольшим отрывом от Кореи четвертое место занимает Египет с 0,6 млрд долл. экспорта агротоваров.

Минсельхоз проинструктировал регионы

В июле министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев провел очередное совещание «О перспективах достижения отдельными субъектами РФ целевых показателей федерального проекта „Экспорт продукции АПК“». В мероприятии приняли участие представители органов власти Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области.

На эти регионы приходится половина от общего целевого показателя в текущем году — совокупно им необходимо обеспечить поставки продукции АПК за рубеж в объеме 12,5 млрд долл. По оперативным данным, в настоящее время их суммарный экспорт уже превысил 6 млрд долл., в том числе из Москвы — 1,6 млрд долл., Санкт-Петербурга — 525,8 млн долл., Ростовской области — 2,4 млрд долл., Краснодарского края — почти 1,2 млрд долл., Ставропольского края — 204,9 млн долл.

По мнению Минсельхоза, регионам необходимо активизироваться в части заключения соглашений о повышении конкурентоспособности, что откроет экспортерам доступ к краткосрочным и инвестиционным кредитам. Кроме того, в июне текущего года аграрное ведомство направило в субъекты средства федерального бюджета на стимулирование увеличения производства масличных культур — сои и рапса. Теперь большое значение имеет оперативное доведение господдержки до конечных получателей.

Участники совещания обсудили перспективы исполнения федерального проекта и «точки роста» экспортных показателей. Так, например, в Москве сосредоточено большое количество предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Также столица является крупным транспортным хабом и экспортным узлом для других регионов, что вносит большой вклад в достижение общих целевых показателей. Множество предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности расположено и в Санкт-Петербурге. Кроме того, в городе находится Большой порт Санкт-Петербург, через который экспортируется продукция АПК.

Ростовская область в текущем году запланировала поставки сельхозпродукции и продовольствия за рубеж на 5 млрд долл. Регион является лидером по внешней торговле продукции АПК как в 2020 г., так и по плановым значениям к 2024 г. На территории Краснодарского края в период с 2019 по 2024 г. запланирована реализация 25 экспортно ориентированных инвестпроектов, их общая стоимость превышает 48 млрд руб., что является хорошим показателем инвестиционной активности.

Что касается Ставропольского края, то в структуре его внешней торговли высока доля зерновых. Как было отмечено на совещании, для дальнейшего успешного наращивания объемов экспорта региону необходимо принять меры по его диверсификации.

Минсельхоз России прогнозирует экспорт в 2020 г. на уровне прошлого года, в размере 25 млрд долл. В ЦОЭ полагают, что по итогам года вывоз сельхозпродукции за рубеж может увеличиться более чем на 10%, до 27—28 млрд долл.


Объем экспорт продукции АПК (без учета стран ЕАЭС) в 1-м полугодии 2019—2020 гг.

ТН ВЭД

два знака

Наименование категории

Объем, млн т

Стоимость, млрд долл.

2019

2020

% г/г

2019

2020

% г/г

10

Злаки

13,6

16,0

18%

3,0

3,3

10%

15

Жиры и масла, воски

2,1

2,7

29%

1,5

1,9

33%

03

Рыба и ракообразные, моллюски

0,9

0,9

1%

2,1

1,9

–6%

12

Масличные семена и плоды

0,9

1,6

90%

0,3

0,6

92%

17

Сахар и кондитерские изделия из сахара

0,3

1,1

242%

0,1

0,3

284%

02

Мясо и пищевые мясные субпродукты

0,1

0,2

87%

0,1

0,3

126%

Прочие

4,1

5,0

22%

1,9

2,1

10%

Общий итог

9,0

10,5

17%

Источник: Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка (ЦОЭ)


К сведению

Россия может стать главным мировым экспортером водки

По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, в 2019 г. российский экспорт водки увеличился на 8%, до 162 млн долл., к уровню 2018 г. В физическом выражении объем поставок достиг почти 2,4 млн декалитров (дал) в пересчете на 100%-ный спирт. По сравнению с 2015 г. продажи за рубеж выросли примерно на 30% в натуральном объеме и на 36% — в денежном.

В январе — июне 2020 г. экспорт в натуральном выражении увеличился на 2,9% к аналогичному прошлогоднему показателю до 876 тыс. дал в пересчете на 100%-ный спирт, однако в стоимостном выражении сократился на 3% до 61 млн долл. (данные по ЕАЭС за январь — апрель). По мнению экспертов, на реализацию алкогольной продукции повлияла пандемия коронавируса, однако экспортные объемы обязательно восстановятся.

В прошлом году покупателями российской водки являлись 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия, Германия и Великобритания. Первая в 2019 г. ввезла российского алкогольного напитка на сумму 26 млн долл., что на 6,1% меньше объема 2018 г., ставшего максимальным за 10 лет. В то же время Великобритания увеличила закупки на 15%, до 25 млн долл., а Германия — на 0,6%, до 23 млн долл.

В топ-10 стран — импортеров российской водки также входили Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария.

Водка является одним из ключевых продуктов мирового рынка крепкого алкоголя наряду с виски. Глобальное производство виски оценивается на уровне 365 млн дал, водки — 335 млн дал. Следующие за ними ром, бренди и джин значительно меньше по объемам выпуска и являются, скорее, локальными.