Водителям пропишут новый режим труда и отдыха

| статьи | печать

Минтранс России разработал проект приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Документ учитывает последние изменения трудового законодательства и призван заменить ныне действующее аналогичное Положение, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15.

?интранс России хочет актуализировать требования к режиму рабочего времени и времени отдыха, а также к условиям труда водителей автомобилей. Соответствующий проект приказа на днях был размещен на портале проектов нормативных актов (ID документа 02/08/08-20/00106849). Публичное обсуждение проекта продлится до 25.08.2020.

В соответствии с проектом работодатели, у которых есть локальные акты, регулирующие отношения с водителями автомобилей, в том числе коллективные и трудовые договоры, графики сменности, графики рабочего времени, трудовые приказы, должны их разрабатывать так, чтобы они не противоречили приказу и законодательству РФ о труде.

При наличии такого противоречия действие локальных актов работодателей применительно к водителям ничтожно, то есть применяются нормы законодательства, а работник (водитель) вправе не соблюдать противоречащие закону документы, разработанные и утвержденные работодателем.

Нормальная продолжительность рабочего времени — не более 40 часов в неделю, установленная в России Трудовым кодексом, — распространяется на всех работающих в стране, в том числе и на водителей. Любые произвольные и (или) некомпенсируемые отклонения от нормальной продолжительности рабочего времени недопустимы и незаконны.

Временные переработки (в течении недели или большего периода) должны впоследствии компенсироваться временем отдыха.

Проектом предусматривается, что в случаях, когда по условиям работы водителя не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, то возможен суммированный учет рабочего времени в течении месяца, а в исключительных случаях, по согласованию с представительным органом (профсоюзом, например), — в течение трех месяцев.

При этом общее количество рабочего времени в течение периода суммированного учета не может быть больше нормативного.

Максимальная непрерывная продолжительность рабочего времени (в том числе в случае суммированного учета) водителя в течение суток не может превышать 10 часов. В случае, если необходимо довести груз до точки назначения или автомобиль — до стоянки, указанная максимальная норма времени может быть увеличена еще на 2 часа, но не более.

Ненормированный рабочий день может быть установлен для следующих категорий водителей:

  • для водителей легковых автомобилей (исключая такси);

  • для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательных работах в полевых условиях.

Специальные перерывы для отдыха водитель должен делать не реже 4 часов 30 минут управления автомобилем. Продолжительность специального перерыва не может быть меньше 45 минут.

Приказ обязателен для всех субъектов, использующих труд наемных водителей, в том числе для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих управление автомобилей.

Вместе с тем планируемые требования не будут распространяться на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы в связи с особым характером их работы.

Отдельные нормы, касающиеся времени управления и времени отдыха, не будут применяться в отношении водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки, поскольку при их осуществлении водитель обязан соблюдать нормы времени управления и отдыха, предусмотренные Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.