Для экспортного прорыва необходимо расширять ассортимент

| статьи | печать

России необходимо диверсифицировать экспорт. К такому выводу пришли участники дискуссии «Сможет ли российская экономика совершить экспортный прорыв?», состоявшейся на XI Гайдаровском форуме. Однако на этом пути, по мнению экспертов, властям предстоит решить ряд серьезных вопросов: как расширить географию внешней торговли, как преодолеть внешнеэкономические санкционные ограничения, в каких видах господдержки наиболее заинтересованы экспортеры и какие из услуг приносят наилучший результат.

Как отметил модератор дискуссии Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС: «Для правильного ведения внешнеэкономической деятельности нужно в первую очередь говорить о качестве. В долгосрочной перспективе нам нужен высокий уровень диверсификации и качества продуктов для выхода на международные рынки». А. Кнобель подчеркнул, что сейчас активно ведется работа над стратегической целью, которую поставил президент, — увеличить объем экспорта до 250 млрд долл. к 2025 г. Чтобы достичь этого уровня, поставки за рубеж должны расти на 8—9% ежегодно.

«Что нужно, чтобы реализовать экспортный потенциал? Первое — продолжить улучшать деловой климат, условия ведения экспортной деятельности, снижать административную нагрузку на бизнес, в том числе по экспортным процедурам. Определенные успехи уже достигнуты», — говорил Михаил Снег, директор по экспортной политике и анализу АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). По его словам, в настоящее время практически нивелировано негативное воздействие валютного контроля, убирается административная и уголовная ответственность по нарушениям, связанным с валютным законодательством.

Посол доброй воли ООН по промышленному развитию ЮНИДО Вероника Пешкова обратила внимание участников дискуссии на необходимость активнее мотивировать российский бизнес: «Россия — страна-донор ООН, мы выделяем деньги на осуществление проектов. Поэтому в ряде случаев мы можем поставить определенные ограничения, например, что контракт должен выполняться исключительно российскими поставщиками. Нужно вовлекать российский бизнес в данное направление».

Акцент на продукцию агропрома

Одной из важных тем Гайдаровского форума — 2020 стало развитие российского агропродовольственного экспорта. Как было заявлено на экспертной дискуссии «Влияние аграрного экспорта на российских сельхозпроизводителей и потребителей», сельское хозяйство России демонстрирует стабильный рост в течение последних 20 лет. По экспорту пшеницы наша страна занимает первое место в мире.

Для агропромышленного комплекса Президент РФ поставил цель увеличить экспорт продукции вдвое — до 45 млрд долл. к 2024 г. «Мы хотим акцентировать внимание на том, что экспорт продукции АПК — это не цель аграрной политики, а средство повышения конкурентоспособности российской продукции», — подчеркнула модератор дискуссии, директор Центра агропродовольственной политики Наталья Шагайда.

Ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Денис Терновский отметил, что достижение к 2024 г. задач, поставленных президентом страны, является нетривиальной задачей и требует изменений в самой структуре российского экспорта и увеличения интенсивности почти в два раза, а диверсификация должна достичь таких значений, которых в последние два десятилетия отрасль не достигала.

Эксперт также убежден, что за период с 2000 по 2018 г. экспорт обеспечил 33,6% прироста аграрной продукции в России. «Делая выводы о вкладе экспорта в производство сельхозпродукции, я предложил бы под разными углами посмотреть на этот вопрос: где яйцо и где курица, что первично и что вторично, — так прокомментировал эту цифру директор Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства РФ Максим Титов. — И если говорить о 2000—2018 гг., я хотел бы обратить внимание на то, что в российском АПК в этот период были созданы условия для развития животноводства и растениеводства. И рост производства мяса птицы, который произошел, — это результат работы по импортозамещению прежде всего».

Второй секретарь по сельскому хозяйству посольства Польши в РФ Михал Чешковски рассказал об опыте Польши, которая занимает второе место по экспорту продукции АПК в ЕС. «Преимущество польского экспорта — переработка. Низкая стоимость рабочей силы и высокая конкурентоспособность продукции обеспечивают доминирование переработанной продукции в структуре экспорта — около 80%», — отметил специалист.

Участники обсуждения высказались в поддержку создания реестра мер господдержки — в интересах баланса между торговлей на мировых рынках и потреблением отечественной продукции внутри страны.


Минус сменился на плюс

По данным РЭЦ, несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) России по итогам 11 месяцев 2019 г. вырос на 0,2%, достигнув показателя 138 млрд долл. В 1-м полугодии наблюдалась отрицательная динамика (она сложилась, в частности, под влиянием конъюнктурного фактора, торговых войн и усиления протекционизма). Но начиная с июля ситуация начала выправляться, и по итогам ноября ННЭ в денежном выражении превысил показатели января — ноября 2018 г.

2019 год охарактеризовался снижением мировых цен на многие важные для российского экспорта группы товаров. При этом физические объемы ННЭ по итогам января — ноября выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. То есть экспортеры создавали и поставляли на внешние рынки больше продукции, хотя и выручали за это меньше денег. «Тот факт, что ННЭ превысил показатели прошлого года и в денежном выражении, показывает, что стимулирующие меры позволяют наращивать производство и компенсируют неблагоприятную конъюнктуру», — говорится в материалах РЭЦ.

Индекс физического объема вырос год к году практически во всех отраслях ННЭ. Отрицательная динамика наблюдалась только в экспорте зерна и рыбы и была обусловлена высокой базой позапрошлого года. В 2018 г. из-за рекордного урожая пшеницы Россия смогла поставить беспрецедентно большие объемы за рубеж. А превышение по объемам экспорта рыбы в 2018 г. обеспечила очень крупная путина лососевых. По остальным отраслям физические объемы поставок превысили показатели января — ноября 2018 г.

В конце 2019 г. Минпромторг скорректировал методику расчета экспортных показателей в связи с добавлением к показателям несырьевого неэнергетического экспорта некоторых товарных позиций химии и нефтехимии, которые ранее там не учитывались. В этой связи был произведен перерасчет показателей 2018 г. Объем ННЭ в денежном выражении по итогам 11 месяцев 2018 г. составил 137,7 млрд долл. (по старой методике — 134,92 млрд долл.), по итогам всего 2018 г. — 154,2 млрд долл. (по старой методике — 151,4 млрд долл.).

По итогам января — ноября 2019 г. наибольшие темпы роста в денежном выражении среди отраслей ННЭ показала масложировая отрасль (+26,8%). Высокие показатели по сравнению с 11 месяцами 2018 г. продемонстрировали мясная и молочная продукция (+25,5%), пищевая и перерабатывающая промышленность (+11,9%). Экспорт легкой промышленности вырос на 7,6%; фармацевтики, парфюмерии и косметики — на 7%. За счет увеличившихся поставок краба зафиксирован рост (+3,6%) в группе «рыба и морепродукты». Небольшое увеличение есть по экспорту металлургической продукции и драгметаллов (+0,3%), а также в машиностроении (+0,2%).

Снизился объем экспорта в денежном выражении в химической отрасли (–1,4%). В значительной степени причиной тут стало падение цен практически на всю номенклатуру нефте- и газохимии. На 6,6% снизился экспорт в лесопромышленном комплексе. Тут негативное влияние также оказала неблагоприятная конъюнктура, некоторые предприятия из-за низких цен сдерживали поставки продукции на экспорт и накапливали резервы. Снижение экспорта зерновых (–23,9%) произошло на фоне рекордно высокой базы 2018 г. по поставкам пшеницы, а также из-за снижения объемов и цен на ячмень.

Говоря о дальнейших планах, генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев заявил, что Российский экспортный центр как оператор основных мер поддержки несырьевого неэнергетического экспорта и один из исполнителей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» будет активно поддерживать озвученные новым премьером Михаилом Мишустиным приоритеты, связанные с активизацией работы по национальным проектам.

«Новый премьер в своих публичных выступлениях сохраняет преемственность курса на приоритетную реализацию стратегических целей развития. И РЭЦ со своей стороны готов включиться в эту работу с максимальной отдачей», — сообщил А. Слепнев. Руководство центра полностью согласно с тем, что в качестве приоритета развития ряда секторов экономики, в частности сельского хозяйства, новый премьер обозначил развитие экспортного потенциала.

По мнению экспертов, в условиях ограниченности внутреннего рынка ориентация на экспорт может стать одним из механизмов решения целого ряда стратегических задач. В частности, по обеспечению темпов роста российской экономики выше среднемировых, повышению производительности, созданию высокотехнологичных рабочих мест и повышению реальных доходов населения, потому что нередко на экспортных производствах зарплаты выше, чем в среднем по экономике.