Электронная торговля: что учесть продавцу при заключении договора с потребителем через сайт?

| статьи | печать

Развитие сети Интернет создало основу для масштабного развития электронной коммерции. Как показывает статистика, с каждым годом объем сделок, заключаемых потребителями на сайтах интернет-магазинов, продолжает увеличиваться1. Однако использование такого канала продаж, как интернет-сайты, требует от их владельцев внимательности в отношении норм права, которые регулируют вопросы заключения договора купли-продажи с потребителем. Об особенностях заключения договора на условиях публичной оферты при розничной купле-продаже товаров через интернет читайте в материале. Информация, представленная в статье, будет актуальна и для продавцов, использующих для заключения договора мобильные приложения.

Заключение договора розничной купли-продажи с использованием интернет-сайта регулируется нормами Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее — Правила дистанционной продажи). Большая часть договоров, заключаемых посредством интернет-сайтов, заключаются на условиях публичной оферты.

Публичная оферта, согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ, — это содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Публичная оферта, размещаемая на интернет-сайте, — это предложение заключить договор на ее условиях, обращенное к максимально возможному числу лиц, так как сеть Интернет имеет очень большой охват, и действие публичной оферты в таком случае не ограничивается масштабами одной страны (по общему правилу). Соответственно, если владелец интернет-магазина имеет намерение ограничить возможность заключения договора с покупателями из другой страны, необходимо сделать оговорку об этом.

Публичная оферта как способ заключить договор — это предложение приобрести товар, который является предметом договора. Предмет договора, а значит, и предмет публичной оферты должны быть четко определены. Для этого на странице интернет-сайта, где товар представлен для его покупки, должны быть указаны признаки, которые позволяют его идентифицировать. Это могут быть: наименование товара, марка, модель, сорт, цвет, идентификационный, заводской, серийный номер, размер, дата изготовления и т.д. Для уточнения предмета договора также необходимо предоставить покупателю возможность определить количество приобретаемого товара. Количество товара может определяться единицами товара, весом, объемом и т.д.

Дополнительно страница интернет-сайта, где товар предлагается к покупке, должна содержать обязательную информацию, указанную в п. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, а именно:

  • информация об основных потребительских свойствах товара;

  • об адресе (месте нахождения) продавца;

  • о месте изготовления товара;

  • о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);

  • о цене и об условиях приобретения товара;

  • о доставке товара;

  • о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;

  • о порядке оплаты товара;

  • о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Аналогичные положения содержатся в п. 8 Правил дистанционной продажи.

Отсутствие на странице интернет-сайта чего-либо из указанной выше информации может создать для владельца интернет-магазина риски привлечения к ответственности либо риски того, что покупатель обратится в суд и признает договор незаключенным или расторгнет его.

Примеры из практики

В одном деле владелец интернет-магазина безуспешно оспаривал предписание Управления Роспотребнадзора, вынесенное в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в связи с недоведением информации о месте изготовления нескольких товаров, предлагаемых к покупке на страницах интернет-магазина.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 № 01АП-542/2018 по делу № А11-10229/2017

Аналогичным образом сложились обстоятельства в другом деле, в рамках которого продавец оспаривал привлечение к административной ответственности за отсутствие на сайте такой информации, как срок службы товара и срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу № А43-4312/2017

Если предлагаемый к приобретению на сайте товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом в момент заключения договора. Отсутствие такой информации на момент заключения договора позволяет потребителю требовать его расторжения — указанный вывод находит свое подтверждение в судебной практике (см., например, постановление Президиума Нижегородского областного суда от 22.01.2014 по делу № 44-г-4/14).

Говоря о предмете договора розничной купли-продажи, отметим, что продавцу необходимо учитывать существующие ограничения на свободную продажу товаров, действующие в РФ, а также специальные ограничения, установленные для продажи конкретных товаров дистанционным способом, таких как алкоголь (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), табак и табачные изделия (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»), лекарственные средства и лекарственное сырье (п. 24 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») и т.д.

Документ под названием «Публичная оферта» — что можно и что нельзя в него включать?

Документ, который на интернет-сайтах обычно размещается под названием «Публичная оферта», на самом деле публичной офертой не является, а лишь конкретизирует условия публичной оферты. Такой документ необходим, чтобы условия купли-продажи товара были детально прописаны, для уменьшения спорных ситуаций между продавцом и покупателем. Соответственно, страница интернет-сайта, на которой размещен конкретный товар, должна содержать не только существенные условия договора розничной купли-продажи, но и условия, которые указаны в Законе о защите прав потребителей.

Правовые риски для владельца интернет-сайта создают не только случаи отсутствия информации о товаре, но и наличие определенной информации в документе под названием «Публичная оферта». Так, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. В отношении дистанционной продажи товаров подобное нарушение может иметь место при наличии следующих условий:

  • условия о возможности одностороннего (по инициативе продавца) увеличения цены товара или изменения условий договора с момента заказа до момента его полного исполнения сторонами (см., например, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 № 07АП-4811/2015 по делу № А67-1013/2015, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу № А65-22971/2013, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 № 16АП-1216/11 (1) по делу № А63-10882/10);

  • условие об установлении подсудности спора по месту нахождения продавца (см., например, постановления ФАС Московского округа от 13.10.2010 № КА-А40/11940-10 по делу № А40-177179/09-139-1258, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 № 07АП-4811/2015 по делу № А67-1013/2015);

  • условие об обязательном возмещении расходов продавца, если расторжение договора произведено по инициативе покупателя, в виде фиксированной суммы (см., например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу № А65-22971/2013) или в виде процентов от стоимости товара (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2010 № Ф09-3608/10-С1 по делу № А47-11060/2009);

  • условие об изменении размера неустойки, например, если в законе установлена неустойка в размере 0,5%, а в условиях публичной оферты неустойка установлена в размере 0,1%. А также установление ограничений по неустойке, не закрепленных в законе. Так, например, в п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей установлено, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара, соответственно, в условиях на сайте не может быть указано, например, что общая сумма неустойки не должна превышать 1% от полной стоимости товара (см., например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 № 17АП-6142/2017-АКу по делу № А50-2029/2017, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 № 16АП-1216/11 (1) по делу № А63-10882/10);

  • условие о праве на односторонний отказ продавца от договора в случае нарушения покупателем условий и сроков оплаты стоимости товара и дополнительных услуг продавца, сроков приемки товара (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А11-256/2017). Аналогичным образом обстоят дела с односторонним изменением договора по инициативе продавца (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу № А33-18574/2010);

  • условие о взимании с покупателя платы за хранение товара в случае, если товар не принят покупателем в срок или в случае переноса покупателем даты доставки товара (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А11-256/2017);

  • условие об изменении сроков устранения недостатков товара, установленных Законом о защите прав потребителей (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 № 17АП-6142/2017-АКу по делу № А50-2029/2017);

  • условие, предусматривающее удержание из стоимости товара, при его возврате или обмене суммы, на которую понизилась стоимость товара в результате эксплуатации его покупателем (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу № А33-18574/2010);

  • условие о праве продавца расторгнуть договор и/или взыскать с покупателя убытки, в случае если покупатель откажется принять товар (см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 № 10АП-3128/2019 по делу № А41-90054/18).

Кроме этого, необходимо обратить внимание на тот факт, что установление некоторых условий в публичной оферте, защищающих интерес продавца, напротив, суды признают возможным. Так, в частности, суды признавали законными следующие условия:

  • условие о неустойке за нарушение потребителем сроков оплаты товара, так как запрет на установление условий о взимании неустойки с потребителя в случае нарушения им условий договора гражданским законодательством не установлен (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 № 09АП-68475/2018 по делу № А40-176627/18). Однако стоит отметить, что по данному вопросу есть и противоположная практика (см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 № 10АП-3128/2019 по делу № А41-90054/18);

  • условие, предусматривающее возможность потребителя отказаться от индивидуально-определенного товара надлежащего качества при условии удержания продавцом части стоимости товара (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 № 09АП-68475/2018 по делу № А40-176627/18). Указанное обстоятельство связано с тем, что законом не предусмотрено право для потребителя отказаться от товара, изготовленного специально для него и имеющего индивидуально-определенные признаки. И в данном случае условие договора улучшает положение потребителя, а значит, соответствует законодательству РФ.

Информация, которая будет необходима для исполнения договора

Еще одно требование, которое необходимо учесть в момент заключения договора, — положения п. 3 Правил дистанционной продажи, согласно которому при продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Из указанного предложения должна четко следовать стоимость услуг по доставке товара и срок доставки. Кроме этого, если потребитель изъявит намерение воспользоваться услугами по доставке товара, необходимо получить от покупателя информацию об адресе доставки, так как именно с доставкой товара по этому адресу ГК РФ связывает момент исполнения договора. Статья 499 ГК РФ указывает, что в случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то его необходимо доставить по месту жительства покупателя-гражданина.

Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что Правила дистанционной продажи возлагают на продавца обязанность предоставить покупателю письменную информацию о сроках и порядке возврата товара надлежащего качества. В связи с тем, что подтвердить передачу такой информации потребителю довольно проблематично, так как доставку товара в большинстве случаев производит специализированная организация, можно порекомендовать разместить такую информацию на интернет-сайте продавца. Кроме этого, на странице, где размещено предложение приобрести товар (публичная оферта), необходимо предоставить возможность для потребителя ознакомиться с такой информацией. Это можно реализовать путем размещения активной ссылки, ведущей на страницу с описанием порядка и сроками возврата товара, которая будет доступна на каждой странице, где размещено предложение купить товар.

Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:

  • адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

  • режим работы продавца;

  • максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный п. 21 Правил дистанционной продажи (семь дней после передачи товара);

  • предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

  • срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

В момент оформления заказа, помимо поля для указания адреса доставки, стоит предусмотреть поле для указания адреса электронной почты покупателя или его номера телефона. Указанные сведения необходимы для направления покупателю электронного кассового чека в соответствии с ч. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

***

Подводя итог, необходимо сказать, что предпринимателю, осуществляющему торговлю через интернет-сайт, а также юристу, который сопровождает такую торговлю, необходимо внимательно проанализировать не только страницу, где товар предлагается к приобретению (то есть публичную оферту на приобретение такого товара), а также документ, детально регулирующий условия приобретения товара, но и весь сайт в целом, пройдя все этапы, которые проходит покупатель, приобретающий товар на таком сайте. Проходя каждый этап, его необходимо сопоставлять с этапами «жизни» договора и правовым регулированием такого этапа. Подобный аудит позволит избежать не только правовых рисков в виде административной ответственности, но и позволит увеличить шансы на сохранение договора с потребителем в силе.


1 По данным статистики, опубликованной компанией «Яндекс» (https://yandex.ru/company/researches/2018/market_gfk).