Технологическое присоединение объектов к электросетям: о чем нужно знать заявителям?

| статьи | печать

Подвести электричество к объекту, особенно если речь идет о коммерческой деятельности и мощности принимающего устройства более 15 кВт, порой кажется непростой задачей. Между тем законодатель и судебная практика планомерно разъясняют спорные вопросы и четко формулируют права, которые имеет заявитель, обратившийся в электросетевую организацию. Подробнее о различных аспектах и сложностях подключения к электросетям читайте в материале.

В настоящее время основным документом, который регулирует процедуру технологического присоединения к электрическим сетям, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861). Этот документ детально описывает порядок присоединения энергопринимающих устройств к электросетям, определяет существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения, порядок проверки соблюдения технических условий сторонами договора о техприсоединении, критерии наличия соответствующей технической возможности. Тем не менее, невзирая на наличие указанных, весьма подробных правил, бизнес сталкивается с трудностями в юридическом оформлении отношений по технологическому присоединению. Это связано со сложными ситуациями, которые возникают в правоприменительной практике, а также с двояким толкованием одних и тех же норм права сетевыми организациями и лицами, которые нуждаются в организации энергоснабжения своих производственных объектов.

Рассмотрим подробнее способы решения некоторых проблемных ситуаций, опираясь на актуальную судебную и антимонопольную практику.

Как выбрать сетевую организацию для заключения договора?

В соответствии с абз. 1 п. 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных п. 8.1 данных Правил.

Следует отметить, что под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, которое измеряется по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция). Такой объект должен иметь указанный в заявке класс напряжения, а также должен быть введен в эксплуатацию или планироваться к вводу в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации. Эта программа, в свою очередь, должна быть утверждена в установленном порядке и в сроки, которые предусмотрены подп. «б» п. 16 Правил № 861 и исчисляются со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Если на расстоянии менее 300 м от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Однако следует учитывать, что эти положения не распространяются на заявителей, которые хотят осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Обращаем внимание, что принципиальным обстоятельством в определении сетевой компании, которая обязана заключить с заявителем договор технологического присоединения, является указанный заявителем уровень напряжения.

Для примера рассмотрим такую спорную ситуацию, когда заявителем выбран уровень напряжения СН-1. При этом на расстоянии 150 м от границ земельного участка имеются объекты сетевого хозяйства сетевой компании 1 на напряжении НН, а на расстоянии 300 м — сетевой компании 2 на напряжении СН-1.

Несмотря на то обстоятельство, что объекты сетевого хозяйства первой компании находятся ближе к заявителю, заключить договор обязана будет именно сетевая компания, объекты которой расположены на более дальнем расстоянии от земельного участка заявителя.

Если сетевая организация вводит заявителя в заблуждение относительно наличия у нее объектов электросетевого хозяйства вблизи энергопринимающих устройств заявителя и отказывает в заключении договора технологического присоединения, то такие действия могут быть расценены как административное правонарушение.

Пример из практики

В одном из дел сетевая компания ввела в заблуждение заявителя о нахождении на более близком к его участку и объектам, которые он планировал подключить к электросети, расстоянии объектов электросетевого хозяйства другой сетевой компании, соответствующих классу напряжения, необходимого заявителю, и отказала ему в заключении договора об осуществлении технологического присоединения. Суд квалифицировал подобные действия электросетевой компании по ст. 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)» и посчитал законным постановление антимонопольного органа о наложении административного штрафа в размере 300 000 руб.

Постановление АС Поволжского округа от 17.04.2018 № Ф06-31062/2018 по делу № А12-27008/2017

Для того чтобы определить принадлежность конкретных объектов электросетевого хозяйства той или иной сетевой организации, заявитель в силу п. 8 (3) Правил № 861 вправе направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства. В запросе нужно указать расположение объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить. Орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю ответ в течение 15 дней.

Что необходимо для заключения договора?

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения этим лицом Правил № 861 и при наличии технической возможности такого присоединения (п. 3 Правил № 861). Для особых категорий заявителей, указанных в:

  • пункте 12.1 Правил № 861 — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, планирующих технологическое присоединение по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно;

  • пункте 14 Правил № 861 — физических лиц, планирующих технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику;

  • пункте 34 Правил № 861 — лиц, имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 01.01.2009 в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, планирующих по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения — заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В пункте 7 Правил № 861 установлен следующий порядок технологического присоединения:

1) подача заявки на технологическое присоединение;

2) заключение договора;

3) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

4) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

5) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке заявителя (за исключением некоторых особых категорий заявителей) в зависимости от конкретных условий присоединения, установлен п. 9 Правил № 861. Также к заявке обязательно прилагаются документы, указанные в п. 10 Правил № 861.

Обращаем внимание на то обстоятельство, что существенным и необходимым для заключения договора технологического присоединения условием является наличие у заказчика, который намерен осуществить технологическое присоединение, права владения на присоединяемый объект. Заявитель может подтвердить наличие указанного права любыми доступными документами, в том числе договорами аренды земельного участка либо объекта капитального строительства, выписками из ЕГРП и т.п. Таким образом, заявителю необходимо подтвердить наличие у него именно вещного права: предоставление любых иных документов может стать основанием для отклонения заявки (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.05.2010 по делу № А56-8264/2009).

Сетевая организация не вправе требовать предоставления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 861, а заявитель, соответственно, не обязан их предоставлять.

В случае если сетевая организация требует представить какие-либо дополнительные документы и намеренно затягивает сроки рассмотрения заявки, рекомендуется обратиться в территориальные органы Федеральной антимонопольной службы с жалобой на неправомерные действия сетевой организации. Антимонопольный орган полномочен привлечь сетевую организацию к административной ответственности. Это подтверждается судебной практикой (см., например, постановления АС Северо-Западного округа от 16.07.2019 № Ф07-6709/2019 по делу № А26-13517/2018, АС Волго-Вятского округа от 25.01.2018 № Ф01-5573/2017 по делу № А43-1467/2016).

Cетевая организация отказывает в заключении договора или не исполняет его в срок. Что предпринять?

В соответствии с п. 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им положений Правил № 861 и наличия технической возможности технологического присоединения.

В случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 Правил № 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. Так, в соответствии с п. 28 Правил № 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

  • сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

  • отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

  • отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства.

Нередки случаи отказа в технологическом присоединении по основанию отсутствия технической возможности. В таких случаях рекомендуется запросить подтверждение этого факта у уполномоченного государственного органа. Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В силу п. 30 Правил № 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке и с учетом ряда особенностей, которые установлены данными Правилами.

Например, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства и (или) генерирующего объекта, сетевая организация должна в 30-дневный срок обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с просьбой установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п. 30.1 Правил № 861).

Таким образом, даже при отсутствии технической возможности технологическое присоединение объектов заявителя может быть осуществлено по индивидуальному проекту, но по более высокой стоимости, которая определяется отраслевым регулятором в сфере тарифного регулирования.

Сами по себе сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению определены в п. 16 Правил № 861. Судебной практикой подтверждается, что срок является существенным условием договора и носит пресекательный характер (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.07.2019 № Ф07-7335/2019 по делу № А66-14176/2018).

Конкретные сроки различаются в зависимости от категории заявителя и технических особенностей условий технологического присоединения. В наиболее общих случаях, когда не требуется реконструкция либо сооружение новых объектов электросетевого хозяйства и соблюдаются условия о расстоянии до ближайших объектов сетевой организации, срок не может превышать:

  • 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;

  • четыре месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

  • один год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.

Сетевая организация вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий при наличии трех обстоятельств: при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок, при имеющейся технической возможности технологического присоединения на дату окончания срока их действия, а равно при соответствующем обращении заявителя.

При превышении сроков выполнения со стороны сетевой организации мероприятий по технологическому присоединению интересы заявителя могут быть защищены в административном порядке (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ).

Дополнительно следует отметить, что судебная практика не запрещает заявителю обратиться с исковыми требованиями к сетевой организации и потребовать исполнения обязательств по заключенному договору в натуре.

Пример из практики

В одном деле заявитель обратился в суд с требованиями обязать сетевую организацию осуществить фактическое присоединение к электрическим сетям его энергопринимающих устройств, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, а также составить необходимые документы о технологическом присоединении. Также он заявил требование о взыскании неустойки в размере более 200 000 руб., а также судебной неустойки в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда по день его фактического исполнения.

Суд установил факт просрочки сетевой организацией исполнения своих обязательств по договору об осуществлении техприсоединения и заявленные требования удовлетворил.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2019 № Ф02-3168/2019 по делу № А33-29275/2018

Также при нарушении сроков технологического присоединения договор может быть расторгнут по инициативе заявителя в одностороннем порядке. Такое право предусмотрено абз. 2 подп. «в» п. 16 Правил № 861. Правовым последствием расторжения в части возмещения финансовых потерь заявителя будет являться обязанность сетевой организации возвратить предоплату вместе с начисленными процентами за пользование чужими денежными средствами (см., например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 № 13АП-24543/2018 по делу № А56-57283/2018, Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу № А33-29899/2016). Отметим, что право заказчика в одностороннем порядке отказаться от договора техприсоединения по аналогии с договором возмездного оказания услуг подтвердил ВС РФ (см. Определение ВС РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016).

***

В заключение хотелось бы отметить, что в этой статье мы рассмотрели лишь некоторые спорные вопросы в части заключения, исполнения и расторжения договора об осуществлении технологического присоединения. Судебная и административная практика по этим вопросам столь обширна, что в каждом конкретном случае рекомендуется проводить глубокий правовой анализ возникшей ситуации, чтобы снизить возможные финансовые и технологические риски.