ВТО резко снизила прогноз мировой торговли на нынешний год, но надеется на стремительный рост в следующем

| статьи | печать
ВТО резко снизила прогноз мировой торговли на нынешний год, но надеется на стремительный рост в следующем

Торговые войны между лидерами мировой экономики и замедление глобального роста привели к тому, что эксперты ВТО резко понизили прогнозы международной торговли на 2019—2020 гг. Теперь они ожидают, что объем мировой коммерции в текущем году вырастет всего на 1,2% (в апреле предполагали ее увеличение на 2,6%). Тем не менее в следующем году аналитики организации надеются на быстрый рост глобальной торговли на уровне 2,7%. Реализация такого сценария будет весьма полезной для российской экономики, зависимость которой от нефтегазового экспорта снижается, но остается весомой.

Ухудшение перспектив торговли, по словам генерального директора ВТО Роберто Азевьедо (Roberto Azevêdo), обескураживает, но не является неожиданностью. Помимо прямых последствий, торговые конфликты усиливают неопределенность, что, в свою очередь, вынуждает многие компании откладывать инвестиции в повышение производительности труда, которые необходимы для увеличения уровня жизни. Создание новых рабочих мест также затрудняется, поскольку фирмы нанимают меньше работников для производства товаров и услуг на экспорт.

«Разрешение торговых конфликтов позволит членам ВТО избежать таких тяжелых последствий, — подчеркивает Р. Азевьедо. — Многосторонняя система международной торговли остается важнейшим глобальным форумом для урегулирования разногласий и выработки решений проблем мировой экономики XXI века. Члены организации должны работать вместе в духе сотрудничества, с тем чтобы реформировать ВТО и сделать ее еще более сильной и эффективной».

Обновленный прогноз международной торговли основан на консенсус-оценках увеличения мирового ВВП на 2,3% в 2019 г. и 2,3% в 2020 г. (ранее ожидалось на 2,6%). Замедление глобального экономического роста частично обусловлено увеличением напряженности в торговле, но также отражает специфические для стран циклические и структурные факторы, включая изменение денежно-кредитной политики в развитых государствах и связанную с Брекситом неопределенность в Европейском Союзе. Пока макроэкономические риски явно склоняются в сторону понижения деловой активности.

В связи с высокой степенью неопределенности прогнозируемые темпы роста мировой торговли в 2019 г. находятся в диапазоне от 0,5 до 1,6%.

Темпы роста торговли могут упасть глубже нижней границы этого интервала, если торговые конфликты будут нарастать. И, наоборот, они могут превзойти его верхнюю планку, если напряженность будет затухать. Диапазон вероятных значений для 2020 г. более широк и варьируется от 1,7 до 3,7%, причем верхняя граница зависит от ослабления конфликтных ситуаций в торговле.

Беспокойство авторов прогноза ВТО вполне обоснованно. Так, в 1-м полугодии 2019 г. объем мировой торговли товарами вырос на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это существенно ниже темпов роста, наблюдаемых несколько последних лет.

Экспорт из развитых стран вырос всего на 0,2% по сравнению с предыдущим годом, в то время как из развивающихся государств — на 1,3%. Что касается импорта, то развитые страны зафиксировали рост в годовом выражении на 1,1%, в то же время в развивающихся государствах он сократился на 0,4%.

Ежемесячные опережающие индикаторы деловой активности также подают тревожные сигналы относительно будущей динамики мировой торговли. Индекс новых экспортных заказов, полученный на основе индексов PMI, снизился с 54 баллов в январе 2018 г. до 47,5 баллов в августе 2019 г., что стало самым слабым показателем с октября 2012 г. (стоит напомнить — значения ниже 50 баллов указывают на сокращение экономической активности).

Не радует также специальный индикатор, основанный на частоте встречаемости в сообщениях прессы фраз, свидетельствующих о тех или иных аспектах неопределенности в торговой, денежно-кредитной и бюджетной политике. В 2019 г. индекс вырос с 289 п. в январе до 348 п. в августе, что является самым высоким уровнем за всю историю его измерения. В той же мере, в которой неопределенность экономической ситуации сдерживает инвестиции, она может оказывать негативное воздействие на торговлю, поскольку в капвложениях, как правило, велика доля импортного оборудования.

Авторы прогноза ВТО отмечают, что в случае реализации нынешних оценок динамики ВВП объем мировой торговли может увеличиться на 1,2% по итогам 2019 г., но это потребует некоторого восстановления международной коммерции во 2-й половине года.

Смягчение денежно-кредитной политики в развитых странах пока не оказало существенного влияния на динамику экономики этих государств, но, вероятно, будет ощущаться в конце 2019 г. и в 2020 г. Вместе с тем ряд стран используют меры бюджетной политики для того, чтобы остановить нынешнее замедление темпов роста. Так, Россия намерена нарастить бюджетные расходы во 2-й половине текущего года в рамках реализации национальных проектов, большая часть которых нацелена на увеличение инвестиций в экономику. По сути, они могут сыграть роль контрциклических мер, способных если не ускорить экономический рост, то, по крайней мере, снизить негативное влияние от замедления глобальной экономики.

Отечественная экономика и ее финансовая система постепенно снижают зависимость, связанную с поступлениями от нефтегазового сектора, но его влияние остается достаточно высоким. «Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 г. до 35% в 2022 г.», — подчеркивается в сообщении Минфина в связи с одобрением на заседании правительства проекта федерального бюджета на 2020—2022 гг.

Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 г. до 6% ВВП к 2022 г. большей частью из-за следующих факторов — сокращения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса.

В абсолютных цифрах нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 7,472 трлн руб. в 2020 г., 7,679 трлн руб. в 2021 г. и 7,731 трлн руб. в 2022 г. К ним финансовое ведомство относит поступления от экспортных таможенных пошлин на энергоносители, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях.