Договор с SMM-специалистом: какие условия необходимо зафиксировать?

| статьи | печать

Не секрет, что на сегодняшний день реклама является важнейшим условием развития бизнеса, а без нее практически невозможно вести предпринимательскую деятельность. Реклама в сети Интернет имеет особую важность для предпринимателей, так как способна генерировать все больший объем потенциальных клиентов из-за постоянного роста числа пользователей. Подобная реклама может быть различной — это и реклама в поисковиках, и баннерная реклама, и рекламные рассылки и т.д. Особую актуальность в настоящее время приобрело продвижение товаров и услуг, бренда в социальных сетях как особый вид рекламной деятельности. Постоянный рост пользователей социальных сетей требует соответствующей реакции со стороны бизнеса, которая выражается в донесении до потенциального покупателя всех выгод продукта или услуги именно на той площадке, где потенциальный потребитель проводит больше всего времени. Присутствие бренда в социальных сетях позволяет не только рекламировать продукт, но и осуществить общение с покупателем, собирая информацию и анализируя его потребности и желания. Все это обуславливает необходимость привлечения специалиста по ­SMM (маркетингу в социальных сетях, от англ. Social Media Marketing), который сможет грамотно развивать бренд, генерировать необходимый контент, выстраивать общение с покупателями. ­SMM-специалисты могут привлекаться к работе как по трудовому до­гово­ру, так и по гра­жданско-правовому. О том, как оформить гражданско-правовой до­гово­р с ­SMM-специалистом на продвижение в социальных сетях, а также об основных условиях, которые необходимо закрепить в таком до­гово­ре, читайте в материале.

Необходимо сразу оговориться, что такой формы до­гово­ра, как до­гово­р на продвижение в социальных сетях, в Гражданском кодексе нет. Такой до­гово­р необходимо структурировать по модели до­гово­ра возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), учитывая тот нюанс, что до­гово­р на продвижение в социальных сетях обычно подразумевает не просто размещение публикаций, но и их создание, то есть написание текстов, создание и обработку фотографий и видеозаписей и т.д., то есть создание контента. В таких условиях до­гово­р на продвижение в социальных сетях является до­гово­ром возмездного оказания услуг с элементами до­гово­ра авторского заказа и/или до­гово­ра об отчуждении исключительного права в зависимости от того, на каких условиях передаются права на контент. Все это влияет на то, каким образом будет сформулирован предмет до­гово­ра.

Также необходимо учитывать, что чаще всего потребность продвижения в социальных сетях не является одномоментной — это растянутый по времени процесс, реализация которого может осуществляться с момента создания страницы компании (бренда) в социальной сети и будет продолжаться в течение пе­рио­да работы компании (продвижения бренда на рынке). Заключаемый в таком случае до­гово­р нередко является по своей природе абонентским (ст. 429.4 ГК РФ), что, в свою очередь, обуславливает определенные обязательства как со стороны заказчика (регулярно вносить абонентскую плату), так и со стороны исполнителя (оказывать услуги своевременно, в течение всего оплаченного пе­рио­да, в объеме, согласованном в до­гово­ре). Кроме этого, для исполнителя очень важно ежемесячно формировать и передавать на подписание акты оказанных услуг, которые будут являться подтверждением того, что услуги оказаны надлежащим образом и в полном объеме. Подробнее данный вопрос рассмотрим далее в ста­тье.

Предмет до­гово­ра

Все указанное выше об­уславливает предмет до­гово­ра на продвижение в социальных сетях, которым является возмездное оказание услуг ­SMM-специалистом. Для более детального описания предмета до­гово­ра можно порекомендовать закрепить в до­гово­ре общую формулировку о том, что предметом до­гово­ра является возмездное оказание услуг исполнителем в соответствии с творческим заданием заказчика, которое является приложением к до­гово­ру. И уже в творческом задании предлагается максимально конкретизировать предмет до­гово­ра, указав название социальных сетей, в которых оказываются услуги, включив в том числе ссылки на профиль компании (бренда).

В до­гово­ре важно зафиксировать требования заказчика к контенту, который будет размещаться в профиле компании (бренда) в социальной сети, а именно общие требования по объему и содержанию текстовой информации публикации (количество знаков, тематика и т.д.) и требования к визуальному контенту (видео, фото и т.д.). При согласовании данных условий в до­гово­ре необходимо принимать во внимание технические ограничения, которые имеются в социальных сетях, в частности, по объему текста, который может быть размещен, а также рекомендации самого ­SMM-специалиста по объему текста, который стоит размещать в социальных сетях, чтобы он мог привлекать внимание и не перегружать профиль компании (бренда).

Если по соглашению с ­SMM-специалистом контент отчуждается, необходимо прямо указать о переходе исключительного права на контент к заказчику. Если использование контента не предполагает передачу исключительного права на него, необходимо указать, что контент используется на условиях предоставления исключительного права по лицензионному до­гово­ру. При структурировании до­гово­ра наиболее оптимальным для заказчика является условие об отчу­ждении исключительного права на контент, однако одновременно это может со­здать некоторые трудности, так как для подтвер­ждения передачи прав на контент безопаснее всего оформлять акты приема-передачи исключительного права на конкретные объекты. Такие акты можно оформлять на каждую публикацию или пе­рио­дически на несколько публикаций раз в неделю или раз в месяц. Если по каким-то причинам у заказчика не имеется необходимости до­кумен­тального закрепления ­факта передачи прав на весь контент, можно оформить акты только на передачу «якорного» контента (например, на шаблоны публикаций и т.д.), что позволит продолжить их использование даже пос­ле расторжения до­гово­ра.

В интересах исполнителя нужно учесть в до­гово­ре правовое регулирование использования его уникального контента, который является своего рода визитной карточкой ­SMM-специалиста (SMM-агентства). Это могут быть уникальные шаблоны, фирменные шрифты, логотип (товарный знак) ­SMM-агентства и т.д. Права на такие объекты должны передаваться по неисключительной лицензии, что позволит использовать такие объекты ­в своей деятельности при работе с другим заказчиком.

принять к сведению

Необходимо оговориться, что если по условиям догово­ра профиль в социальной сети еще не зарегистрирован и его должен зарегистрировать сам SMM-специалист, в договоре необходимо зафиксировать условие о принадлежности прав на профиль заказчику. Кроме этого, договор должен содержать порядок передачи прав создателя профиля (администратора профиля) заказчику в случае расторжения договора.

Еще одним важным условием, связанным с контентом профиля компании (бренда), является усло­вие об использовании объектов без нарушения исключительных прав третьих лиц. Данное условие должно сопровождаться соответствующей ответственностью для исполнителя на случай его нарушения. Кроме этого, будет ра­зумным установить в до­гово­ре обязанность исполнителя принимать участие в возможных судебных процессах по искам к заказчику в связи с нарушением исключительных прав третьих лиц, вызванных размещением чужого контента в профиле компании (бренда).

Значительная часть публикаций в социальных сетях представлена в виде фотографий с текстовым сопровождением. Каковы общие требования к этим видам контента?

В отношении текстов необходимо закрепить объем заимствований в процентах, который является допустимым. Это позволит оптимизировать поиск и увеличит шансы появления профиля компании (бренда) в поисковой выдаче поисковых машин. Проверку уникальности текста и объема заимствований можно осуществлять с использованием действующих систем проверки уникальности текста (например, www.etxt.ru/antiplagiat, text.ru/antiplagiat). В до­гово­ре стоит прямо указать на систему проверки уникальности текста, результатам которой будут доверять стороны и на которую ­SMM-специалист будет опираться в своей работе.

В профиле компании (бренда) могут использоваться фотографии, которые были изготовлены по заданию заказчика, кроме этого, встречаются до­гово­ры, по условиям которых фотографии изготавливаются силами исполнителя (­SMM-специалиста). В таком случае необходимо в до­гово­ре отдельно указать, что вознаграждение за изготовление фотографий входит в стоимость оказания услуг, а вознаграждение за передаваемое исключительное право на фотографии включается в сумму вознаграждения за передаваемый контент по до­гово­ру. Указанное положение можно включить в до­гово­р, если иной порядок оплаты не был согласован в ходе предварительных пере­говоров сторон.

Если для создания контента профиля компании (бренда) используются фотографии из сети Интернет, необходимо, чтобы лицензия используемой фотографии допускала ее свободное использование. Такие изображения могут храниться в различного рода фотобанках (например, pixabay.com). Кроме этого, изображения могут приобретаться для создания контента в фотобанках, предоставляющих изображения на условиях оплаты, таких как ru.depositphotos.com, www.istockphoto.com и др. Чтобы обеспечить правомерность использования контента в профиле компании (бренда), необходимо, чтобы к акту приема-передачи прав на контент исполнитель прикладывал также до­кумен­ты, подтверждающие наличие прав на первичный контент (подтвер­ждающие до­кумен­ты от фотобанков, акты приема-передачи прав от фотографов и т.д.).

Кроме того, необходимо при формулировании требований по содержанию контента закрепить общие требования к содержанию информации, распространяемой в сети Интернет. В частности, такая информация должна соответствовать требованиям законодательства РФ, которое не допускает распространение следующей информации.

Так, информация относится к запрещенной для распространения в сети Интернет в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации), если речь идет о:

  • материалах с порнографическими изображениями несовершеннолетних;

  • информации о способах со­здания/использования наркотических средств и психотропных веществ;

  • информации о способах совершения самоубийства;

  • сведениях о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправного деяния;

  • информации, нарушающей запрет на проведение азартных игр в сети Интернет;

  • предложениях о розничной продаже дистанционным способом алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена;

  • информации, направленной на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий.

Также в соответствии со ст. 15.3 Закона об информации запрещено распространение информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам/экстремизму, а в соответствии со ст. 15.5 Закона об информации — информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных. Кроме того, ст. 148 УК РФ установлен запрет на распространение информации, выражающей явное неуважение к обществу и представляющей оскорбление религиозных чувств верующих.

Необходимо также учитывать ряд иной информации, указанной в законодательстве РФ в качестве запрещенной к распространению. Кроме этого, в до­гово­ре необходимо закрепить обязанность ­SMM-специалиста выполнять условия пользовательского соглашения социальной сети, в которой размещен профиль компании (бренда), так как указанные до­кумен­ты могут содержать дополнительные требования к пуб­ликуемому контенту.

Обязанности по догово­ру

В данной ста­тье мы не будем заострять внимание на общих обязанностях по до­гово­ру возмездного оказания услуг, а затронем лишь специфичные обязанности для до­гово­ра на продвижение в социальных сетях.

Спецификой данного до­гово­ра является необходимость предоставления авторизационных данных (логина и пароля) ­SMM-специалисту. Для обеспечения защиты таких данных в до­гово­ре необходимо пре­ду­смот­реть специальный режим для такой информации как для конфиденциальной, а также пре­ду­смот­реть штраф за нарушение обязанности исполнителя обеспечить конфиденциальность авторизационных данных. Аналогичным образом необходимо поступить с другими лицами, имеющими доступ к профилю, получить обязательство о неразглашении указанных данных от сотрудников компании. В случае если к профилю компании (бренда) имеют доступ другие специалисты, привлеченные по гражданско-правовому до­гово­ру (например, PR-специалист), то в до­гово­р с такими специалистами также необходимо включить положения об обеспечении конфиденциальности авторизационных данных.

Еще одним важным условием, которое необходимо закрепить в до­гово­ре, является условие о стандартах общения с пользователями. Если профиль компании (бренда) в социальной сети является профилем, открытым для комментирования публикаций, заказчику важно продумать и пре­ду­смот­реть в до­гово­ре стандарты для ­SMM-специалиста, которыми он будет руководствоваться при общении с пользователями от лица компании. За нарушение такого стандарта необходимо пре­ду­смот­реть ответственность в виде штрафа.

Профиль компании (бренда) в социальной сети является не просто площадкой, на которой компания может донести до пользователей свои преимущества, рассказать о новых товарах (услу­гах, работах), — это еще один канал получения обратной связи и еще один канал продаж. В связи с чем в до­гово­ре необходимо зафиксировать обязанность ­SMM-специалиста обрабатывать комментарии (сообщения) пользователей и передавать их специа­листам заказчика, в зоне ответственности которых находится решение данных вопросов (менеджеру по конт­ролю качества товара (услуг, работ), менеджеру по продажам).

Что касается обязанности заказчика по оплате, то учитывая, что до­гово­р на продвижение в социальных сетях является смешанным, при формулировании условия об оплате важно уточнить, что сумма, которая указывается в до­гово­ре, включает в себя не только оплату услуг, которые оказываются по до­гово­ру ­SMM-специалистом, но и оплату передаваемого исключительного права на контент. Как уже отмечалось выше, такие права по до­гово­ру могут отчуждаться или передаваться по лицензии. Таким образом, в сумму оплаты по до­гово­ру должны включаться стоимость оказываемых ­SMM-специалистом услуг и стои­мость передаваемого исключительного права. В случае если контент передается по лицензии, необходимо закрепить, что платежи носят разовый характер за весь пе­рио­д использования исключительного права на контент.

Наиболее оптимальной видится формулировка условия до­гово­ра по оплате с использованием частичной предоплаты — это позволит создать гарантии для исполнителя, что его услуги будут оплачены (так как часть суммы он получает до начала оказания услуг), а также для заказчика, так как он не выплачивает всю сумму по до­гово­ру на условиях полного отсутствия результата оказанных услуг.

Порядок приема-передачи

Помимо прочего в до­гово­ре необходимо детально прописать порядок приема-передачи результата оказанных услуг и исключительного права на контент. Вопрос приема-передачи исключительного права на контент был раскрыт выше, по­этому в данном разделе рассмотрим общие вопросы приема-передачи результата оказанных услуг и исключительных прав. Как показала практика, наиболее оптимальным вариантом будет составление двух актов: акта приема-передачи результата оказанных услуг и акта приема-передачи исключительного права на контент. Если до­гово­р заключен по модели абонентского, акт приема-передачи результата оказанных услуг должен формироваться и подписываться пе­рио­дически в зависимости от того, какой пе­рио­д установлен в до­гово­ре, например, ежемесячно, и должен содержать стандартные для до­гово­ра возмездного оказания услуг формулировки о приеме и передаче. Подготовка и подписание актов приема-передачи результата оказанных услуг является необходимым и важным условием сотрудничества сторон по до­гово­ру. Отсутствие подписанных актов может создавать основания для недобросовестных заказчиков заявить о том, что услу­ги не были оказаны или были оказаны ненадлежащим образом, что приведет к необходимости исполнителю в судебном порядке доказывать, что услуги были оказаны и они были оказаны надлежащим образом. Подписание акта приема-передачи исключительного права на контент реализуется в первую очередь в интересах заказчика, для того чтобы в будущем такие до­кумен­ты могли служить доказательством факта обладания исключительного права на контент.

Другие общие условия следует формулировать исходя из содержания главы 39 ГК РФ и преддо­гово­рного процесса. Если у сторон есть желание изменить диспозитивные нормы главы 39 ГК РФ, соответствующие условия должны быть закреплены в до­гово­ре. Особое внимание необходимо обратить на формулировки условий до­гово­ра о его прекращении и расторжении (ст. 782 ГК РФ содержит право сторон на односторонний отказ от до­гово­ра), на условия о разрешении споров и подсудности, а также условия об ответственности сторон за нарушение до­гово­ра. Если это будет необходимо, в до­гово­р возможно включить основания, наличие которых освобождает сторону до­гово­ра от ответственности (например, исполнитель не отвечает за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц использованием первичного контента в случае, если он предоставлялся заказчиком, и др.).