Проект стратегии развития фармпрома требует серьезной доработки

| статьи | печать

Отечественный фармпром показывает впечатляющие результаты — за шесть лет доля отечественных препаратов по номенклатуре перечня ЖНВЛП выросла на 21 п.п. Об этом говорится в тексте проекта стратегии «Фарма-2030», который опубликовал Минпромторг для общественного обсуждения. В качестве основных приоритетных направлений новой программы ее авторы выделили развитие производства субстанций, поддержку экспорта фармацевтики и создание инновационных продуктов. Участники рынка считают, что документ требует серьезной доработки.

Согласно Указу Президента от 7 мая 2012 г. объем производства отечественных лекарств по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших должен быть доведен к 2018 г. до 90%. На 1 января 2018 г. российские производители (изготовляющие в стране как минимум готовые лекарственные формы) зарегистрировали 468 международных непатентованных наименований (МНН), что составляет 84,2% от общего числа зарегистрированных препаратов (2012 г. — 63%).

Госсегмент наполнили российские препараты

Благодаря госпрограмме по развитию фармацевтической и медицинской промышленности «Фарма-2020» в период с 2011 по 2014 гг. заключено 132 госконтракта на разработку технологии и организацию производства лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП. На их реализацию в 2011—2015 гг. было привлечено 4,5 млрд руб. за счет средств федерального бюджета и 8,2 млрд руб. внебюджетных инвестиций.

За период с 2001 по 2015 гг. в РФ введены в эксплуатацию 36 фармацевтических предприятий по производству готовых лекарственных форм. За этот период преимущественно за счет внебюджетных инвестиций, как российских, так и иностранных, в отрасль вложено более 150 млрд руб. Только в 2017 г. было запущено пять новых производств: в Санкт-Петербурге, Московской, Владимирской, Самарской, Иркутской областях. В собственные производства инвестировали такие компании, как Novartis, Teva, Takeda, Novo Nordisk, Astra Zeneca, Sanofi Aventis, Stada CIS, KRKA, Gedeon Richter, Servier, Ferring Pharmaceuticals, Menarini Group; Abbot приобрела ОАО «Верофарм». На площадках локальных производителей свою продукцию локализовали или находятся в процессе локализации такие производители, как Bayer, Merck Serono, Pfizer, Janssen, Merck, Roche, Johnson & Johnson, Boehringer Ingelheim, Abbvie, Amgen, Baxter.

Заключены пять специальных инвестиционных контактов с фармацевтическими компаниями: ЗАО «Санофи-Авентис Восток», ООО «Астра-Зенека Индастриз», ЗАО «БИОКАД», ООО «Герофарм», ООО «НоваМедика».

Совокупный объем в конечных ценах фармацевтического рынка России в 2017 г. составил 1629 млрд руб., что превышает показатели предыдущего года на 8%. Объем продаж в натуральном выражении составил 6,3 млрд упаковок, превышая показатели предыдущего года на 6%. Прирост рынка в натуральном и в стоимостном выражении свидетельствует о росте покупательской способности; по оценке DSM Group, это может свидетельствовать об отсутствии фактора роста цен в увеличении объема рынка.

Российский рынок лекарств далек от насыщения

Интерес импортных фармацевтических компаний к российскому рынку подстегивается его активным ростом. По прогнозам Минпромторга, объем рынка лекарств с учетом финансово-экономической ситуации может составить до 1800—1900 млрд руб. к 2020 г. и 5 трлн руб. к 2030 г. в конечных ценах для потребителей.

Бюджетные расходы на здравоохранение в 2017 г. составили 2,877 трлн руб., в соответствии с бюджетным планированием на 2018 г. — 3,106 трлн, в 2019 г. — 3,259 трлн руб. При текущей доле от ВВП в 3,3% бюджетные расходы на здравоохранение могут быть увеличены до 4—5% от ВВП в соответствии с посланием президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г.

По данным Economist Intelligence Unit (EIU), в 2017 г. российский фармацевтический рынок занял 14-е место в мире по объему в стоимостном выражении, что составляет 1,8% мирового рынка согласно данным BMI Research.

Цифры говорят о том, что конкуренция со стороны импортных компаний будет только усиливаться. По мнению авторов программы «Фарма-2030», главной угрозой для развития отрасли является отсутствие рыночных стимулов для роста локальных компаний. Структура российского рынка хоть и претерпела за последние годы существенные изменения, но прежде всего эти изменения произошли в сегменте государственных закупок. В то же время в коммерческом сегменте продолжают оставаться сильная степень импортозависимости и подавляющий объем присутствия дженериковой продукции.

По данным DSM Group, в июне текущего года лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка — 72,1% по итогам месяца и составляли 40,6% в натуральном объеме аптечного рынка РФ. При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить прирост продаж отечественных препаратов: +1,8% в рублях и +0,2% в упаковках. Объем реализации импортных средств, наоборот, сократился как в стоимостном (–3,5%), так и в натуральном выражении (–5,6%).

В качестве основных приоритетных направлений новой программы ее авторы выделили развитие производства субстанций, поддержку экспорта фармацевтической продукции и создание инновационных продуктов.

Одним из факторов роста рынка вследствие оптимизации расходов в государственном сегменте должна стать система контроля формирования начальной максимальной цены при осуществлении закупок лекарственных средств. Система будет контролировать формирование перечня референтных цен на основе статистики проводимых торгов во всех субъектах РФ и предотвращать заключение государственных контрактов по завышенным ценам. Такая оптимизация расходов может сократить долю отдельных торговых наименований и брендированной продукции, закупаемой на региональных торгах, и дать дополнительные ресурсы для локальной промышленности без существенного увеличения объемов бюджетных расходов.

Еще одним фактором влияния на развитие фармацевтической отрасли должна стать маркировка лекарств контрольными идентификационными знаками. Прежде всего, это касается предотвращения повторного оборота препаратов, закупаемых по централизованным процедурам госзакупок. В целом система маркировки является важным элементом глобальной политики по прослеживаемости фармацевтической продукции на всех этапах жизненного цикла.

По мнению генерального директора Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева, стратегия требует серьезной доработки, впрочем, есть и положительные моменты. «Пункт, который звучит как „Стратегия предназначена обеспечивать непротиворечивость и согласованность приоритетов развития отрасли… и обеспечивать единый подход к государственному регулированию и согласованность действий различных органов власти“, — это то, о чем мы говорим уже не первый год. Это положение наконец-то заложено в документе и рефреном проходит через всю Стратегию. Тема необходимости создания единого регуляторного органа обусловлена в том числе и экономическими моментами, которые отражены в конечных предложениях стратегии», — отметил эксперт. Но есть и пункты, с которыми участники ассоциации не готовы согласиться: например, с пунктом, касающимся темы псевдоконкуренции, рекламы лекарств и сокращения аптечных организаций.

По мнению председателя совета директоров ГК «Р-Фарм» Алексея Репика, представленная Минпромторгом стратегия еще сырая. «Не учтена ни логика, ни тенденции развития технологий. По сути, стратегия изложена неверно, это должно быть основное определение задач, а не то, как и каким образом эти задачи будут выполняться. Кроме того, документ сформирован на основе сегодняшних реалий. В нем не учтено развитие современных технологий, то, каким будет здравоохранение в будущем», — подчеркнул специалист.

Участники рынка уверены, что документ требует доработки, и планируют направить свои предложения в Минпромторг.

К сведению

Расходы россиян на лекарства растут

По данным DSM Group, увеличение коммерческого рынка лекарств за 1-е полугодие 2018 г. относительно аналогичного периода 2017 г. в рублевом эквиваленте составило 3,9%.

Объем коммерческого рынка лекарств в июне 2018 г. составил 75,4 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с маем емкость рынка уменьшилась на 2,1%. Относительно июня 2017 г. в текущем году объемы продаж снизились на 2,0%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в июне по сравнению с маем выросла на 2,0% и составила 186,7 руб.

Структура коммерческого рынка лекарств в июне 2018 г. по ценовым сегментам претерпела ряд изменений в пользу препаратов высокого ценового сегмента по сравнению с аналогичным перио­дом 2017 г. Удельный вес группы лекарств до 50 руб. не изменился по отношению к ­июню 2017 г. и составил 4,7%. Доля сегмента препаратов со средней стоимостью упаковки 50—150 руб., как и в прошлом году, составила 11,4%. Удельный вес группы лекарств с ценовым диапазоном 150—500 руб. сократился с 41,5% в июне 2017 г. до 40,5% в июне 2018 г. Доля дорогостоящих препаратов составила 43,3%, что на 1,0% выше веса группы в предыдущем году и на 1,4% выше, чем в мае.