Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 4, 2018г.)

| статьи | печать

Обновлена форма 6-НДФЛ

Приказом ФНС России от 17.01.2018 № ММВ-7-11/18@ скорректированы форма расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и порядок ее заполнения.

С 1 января 2018 г. у налоговых агентов — правопреемников появилась обязанность сдавать расчет по форме 6-НДФЛ за реорганизованную (реорганизуемую) компанию, если она до момента завершения реорганизации не представила расчет (п. 5 ст. 230 НК РФ). В связи с этим потребовалось внесение поправок в форму 6-НДФЛ. Они затронули титульный лист и приложения, необходимые для его заполнения.

В титульном листе появились новые поля для указания кода формы реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной организации. Эти коды приведены в новом приложении № 4. Код 1 используется при преобразовании, 2 — при слиянии, 3 — при разделении, 5 — при присоединении, 6 — при разделении с одновременным присоединением, 0 — при ликвидации.

В приложение № 2 к порядку заполнения формы добавлены коды мест представления расчета: 124 — по месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства, 215 — по месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком, 216 — по месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком. Код 212 упразднен. Вместо него применяется код 214 — по месту нахождения организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком.

Установлено, что при представлении расчета за реорганизованную (реорганизуемую) компанию правопреемник в поле «По месту нахождения (учета)» ставит код «215» или «216». При этом в строке «Налоговый агент» указывается наименование реорганизованной организации или обособленного подразделения реорганизованной организации.

Новую форму 6-НДФЛ нужно применять начиная со сдачи расчета за 2017 г.

Готовятся поправки по акцизам

На едином портале правовой информации общественное обсуждение проходит проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект направлен на обеспечение контроля за использованием этилового спирта, используемого в производстве спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии.

В частности, предлагается установить, что при производстве парфюмерно-косметической продукции, в качестве сырья для которой используется этиловый спирт, нужно будет получать свидетельство на производство неподакцизной спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции. Такое свидетельство будет выдаваться при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организации мощностей по производству, хранению и отпуску вышеуказанной продукции.

Передача произведенного этилового спирта для производства парфюмерно-косметической продукции, не признаваемой подакцизным товаром в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, в структуре организации, имеющей свидетельство на производство неподакцизной спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, а также получение этилового спирта, произведенного в структуре указанной организации, будут облагаться акцизом.

В состав подакцизных товаров планируется включить:

  • иные дистилляты, не указанные в подп. 1 п. 1 ст. 181 НК РФ, которые используются для производства алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции;

  • пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5%.

Пониженные тарифы страховых взносов на УСН

Какие последствия ждут компанию на УСН, применяющую пониженные тарифы страховых взносов, если размер ее доходов превысил 79 млн руб.? Ответ на этот вопрос Минфина России дал в письме от 21.12.2017 № 03-15-06/85550.

Компании на УСН могут использовать пониженные тарифы взносов, если их основной вид деятельности относится к одному из перечисленных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ и его доля в общем объеме доходов не менее 70%. Пониженные тарифы применяются при условии, что доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). В противном случае организация лишается права на пониженные тарифы с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие. При этом сумма взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет (п. 6 ст. 427 НК РФ). Минфин России пояснил, что, если, например, в IV квартале 2017 г. доходы компании превысили 79 млн руб., она должна применять к выплатам работникам общие тарифы взносов с 1 января 2017 г. и произвести перерасчет ранее уплаченных взносов. При этом пени и штрафы не начисляются.

Пени не могут быть больше недоимки

Минфин России подготовил проект федерального закона, вносящего изменения в ст. 75 НК РФ. В настоящее время он проходит общественное обсуждение на едином портале правовой информации.

Действующей редакцией п. 3 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Как видите, в этой норме ничего не сказано о том, в какой день начисление пеней прекращается.

Из разъяснений специалистов Минфина России, данных в письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, следует, что это будет день, предшествующий дню погашения недоимки. Такой же точки зрения придерживаются и налоговики (письмо ФНС России от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@).

С целью устранения данной неясности в п. 3 ст. 75 НК РФ планируется прописать, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день его фактической уплаты включительно.

Еще одна проблема, касающаяся начисления пеней. Сейчас они начисляются до тех пор, пока налогоплательщик не заплатит налог. В некоторых случаях это приводит к тому, что размер пеней оказывается намного больше, чем сама сумма неуплаченного налога. В целях снижения дополнительной нагрузки на бизнес предлагается в п. 3 ст. 75 НК РФ прописать, что сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

Ставка налога по движимому имуществу

ФНС России в письме от 20.12.2017 № БС-19-21/327 указала, по какой ставке надо платить налог по движимому имуществу, если субъект РФ не принял решение о применении льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ, и (или) не определил ставку налога по такому имуществу.

Пунктом 25 ст. 381 НК РФ установлена льгота, освобождающая от обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. С 1 января 2018 г. данная льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия им соответствующего закона (ст. 381.1 НК РФ). Если льгота не предусмотрена, субъект РФ определяет на 2018 г. налоговую ставку по движимому имуществу, принятому на учет с 1 января 2013 г., в пределах 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Помимо принятия решения по льготе, субъекту РФ дано право в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, со дня выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Налоговики разъяснили, что, если в субъекте РФ не предусмотрено применение льготы, указанной в п. 25 ст. 381 НК РФ, и не установлены иные дополнительные льготы, налог по движимому имуществу должен исчисляться по ставке, предусмотренной региональным законодательством в пределах 1,1%. При этом, по мнению налоговой службы, если субъект РФ ставку налога не установил, применяется ставка 1,1%.

Срок хранения первички по основным средствам

Финансисты в письме от 19.01.2018 № 03-03-6/1/2598 рассмотрели вопрос о том, сколько времени компания должна хранить первичные документы, на основании которых определяется первоначальная стоимость основных средств.

Специалисты Минфина России напомнили, что общий срок хранения документов, в том числе подтверждающих расходы для целей налогообложения прибыли, установлен в подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и составляет четыре года. При этом они отметили, что главой 25 НК РФ по некоторым операциям установлен специальный срок хранения первички. Так, согласно п. 4 ст. 283 НК РФ при переносе убытков на будущее компания обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода.

Для хранения первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (четыре года). Он исчисляется в специальном порядке. Так, с учетом требований ст. 252 НК РФ срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен отсчитываться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете.

Специалисты финансового ведомства также напомнили, что в действующем законодательстве существуют и другие сроки хранения первичных документов. Например, в ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что документы подлежат хранению не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. А в приказе Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока хранения» установлено, что документы об определении амортизации основных средств хранятся постоянно.