Теперь и Минфин предлагает сажать тех, кто завозит в Россию итальянский сыр

| статьи | печать

На федеральном портале федеральных нормативных правовых актов размещен минфиновский законопроект с предложением о введении уголовной ответственности за ввоз в страну санкционных товаров в крупном объеме (http://regulation.gov.ru/projects#npa=75183). Финансисты полагают, что за это преступление следует давать до 12 лет заключения.

Про тех, кто потворствует преступным деяниям, покупая и поедая, к примеру, итальянский сыр, в документе ничего не сказано. Однако никто не отменял в стране правила, по которому граждане обязаны сообщать про преступления, чтобы не быть сообщниками.

Нынешняя инициатива Минфина совсем не экзотика. Мысль о применении уголовного наказания к тем, кто ввозит запрещенные вкусности, давно гнездится в головах чиновников. Еще в августе 2015 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагала ввести уголовную ответственность за ввоз нехороших продуктов, которые призывала отнести к стратегически важным.

С образом мыслей служащих все понятно, любопытно другое – зачем им это на самом деле надо?

Сами они отвечают так, как и положено опытным бюрократам. В пояснительной записке к проекту Минфина сказано: «В последнее время, в том числе в контексте повышения эффективности администрирования специальных экономических мер, особое значение приобретает необходимость повышения ответственности недобросовестных лиц за уклонение от соблюдения соответствующих запретов и ограничений». То есть – фактически ничего не сказано.

Может быть, минфиновцы решили облегчить жизнь простых граждан, имеющих пагубную страсть к употреблению зрелых сыров, а не фермерских, «свежих»? Ведь сейчас за нарушение запрета на ввоз «санкционки» предусмотрены штрафы до 2,5 тыс руб. для физлиц, до 20 тысяч - для должностных лиц, и 300 тысяч - для юрлиц. На практике доводилось видеть, как таможенники потрошили чемоданы приехавших из-за границы и решали – на продажу этот хамом привезли, или впрямь смогут все сами съесть. Минфин предлагает, чтобы заключение не грозило частным лицам, речь в проекте идет исключительно о юрлицах и индивидуальных предпринимателях. Кроме того, наказание положено только тем, кто ввезет запрещенную пищу в крупном размере.

Такая версия не исключена, может быть кто-то из министерства недавно имел неприятный разговор на границе, когда ввозил обещанные домочадцам немецкие сардельки.

Но сама идея сажать за ввоз родилась раньше, крепнет постоянно и не только в Минфине. Она оформилась точно не из милосердия. Что же ее питает?

Явно – не стремление очистить холодильники страны от санкционных продуктов. Вот что говорит на радио «Бизнес ФМ» Павел Грудинин генеральный директор Совхоза имени Ленина: «От этого санкционной продукции меньше не станет, потому что все крупные контрабандисты, чем бы они ни занимались, прикрыты властями. И вся эта борьба с контрабандой, особенно продуктов, не более чем, скажем так, иллюзия. Если убрать на сегодняшний день все санкционные продукты, которые не должны попадать на территорию Российской Федерации, то полки частично опустеют. Никуда от этого не денешься. Вы в любом магазине Москвы можете найти какой-нибудь хамон испанский, который запрещен к ввозу. Огромное количество идет через Белоруссию других продуктов. Я сам летом этого года видел землянику из Греции в больших количествах в «Фуд сити», есть такой рынок в Москве оптовый. Другое дело, что надо бороться с засильем импортных продуктов не санкциями, а свободой ведения бизнеса, о которой говорил президент. Он говорит, что давайте дадим свободу предпринимателям, а они накормят страну».

Однако в предложениях министерств и ведомств слово «свобода» не в чести. Вот «срок» - понятнее. А еще каждое ведомство борется за контроль над выгодными поставками. То есть – не то дурно, когда фактически в страну завозится не меньше, к примеру, яблок из ЕС, чем прежде, а то, что кто-то из противных контрабандистов пытается делать это без негласного одобрения бюрократии. Вот за такое пренебрежение устоями и двенадцати лет мало. Можно и расстрела потребовать.