Торговать, так с музыкой! («ЭЖ-Юрист», № 44, 2017 г.)

| статьи | печать

Обществом заключен договор с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и исполнений, зафиксированных на этих фонограммах. Общество ведет торговую деятельность (салоны обуви), где проигрываются музыкальные произведения. Соответственно, на основании ст. 1243 ГК РФ общество производит выплаты в ВОИС, которая в свою очередь распределяет их среди правообладателей. Срок действия договора автоматически продлевается на один год неограниченное количество раз, если ни одна из сторон не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия договора не известит вторую сторону о своем намерении прекратить его действие. Уведомление об этом должно быть сделано в письменной форме и направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении. В настоящее время общество планирует заключить лицензионный договор на использование музыкальных произведений. Договором не предусмотрено право общества на односторонний отказ от его исполнения. Каким образом обществу расторгнуть договор с ВОИС? Правомерен ли односторонний отказ? Может ли общество направлять нулевые отчеты об использовании фонограмм и таким образом не оплачивать вознаграждение ВОИС?

С. Ковалев, г. Москва

Ответ. В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от договора возможен в тех случаях, когда такой отказ допускается ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, а в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Согласно п. 1 ст. 1243 ГК РФ в случаях, если объекты авторских и смежных прав в соответствии с ГК РФ могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями, иными лицами, на которых данным Кодексом возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, договоры о выплате вознаграждения (далее – договор о выплате вознаграждения) и собирает средства на эти цели.

Гражданским законодательством не предусмотрена возможность безмотивного одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору о выплате вознаграждения, заключенному с организацией по управлению правами на коллективной основе. Упомянутое в вопросе условие о пролонгации договора не свидетельствует о наличии у пользователя права на односторонний отказ от договора. Следовательно, в приведенной ситуации при отсутствии соответствующего условия в договоре пользователь не вправе отказаться от его исполнения и приостановить осуществление выплат по договору (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 № 16АП-1136/16, Первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 № 01АП-111/17, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 № 17АП-4628/15).

Согласно позиции, изложенной в п. 13.7 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу п. 5 ст. 1235 в его взаимосвязи с п. 4 ст. 1237 ГК РФ вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В связи с этим лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего результата или средства. Аналогичной позиции придерживаются судьи и при рассмотрении споров, связанных с договорами о выплате вознаграждения (постановления Суда по интеллектуальным правам от 01.09.2016 № С01-41/2016 по делу № А40-129146/2014, от 26.05. 2015 № С01-331/2015 по делу № А66-7863/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06. 2017 № 17АП-6973/17). Соответственно, сам по себе факт неиспользования фонограмм не исключает обязанности осуществлять выплаты ВОИС.

В силу п. 2 ст. 1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. В таком случае при отсутствии в лицензионном договоре условия о праве на сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав организация по управлению правами на коллективной основе утрачивает право на сбор вознаграждения (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 51 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 № 11277/12).

Поэтому, если в лицензионный договор с правообладателем не будет включено условие о праве ВОИС на сбор вознаграждения, то для прекращения обязательств по договору с ВОИС о выплате вознаграждения в соответствующей части, как нам представляется, достаточно будет уведомить ВОИС о заключении соответствующего лицензионного договора непосредственно с правообладателем (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 № 01АП-8940/15).

Согласно п. 3 ст. 1243 ГК РФ пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре. Фактическое неиспользование лицензиатом объектов, права на которые предоставлены ему договором, не освобождает его от представления предусмотренных договором отчетов (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 № 16АП-1823/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 № 15АП-2316/17). Вместе с тем законодательством не исключена возможность оформления нулевых отчетов об использовании фонограмм.

Однако считаем необходимым предупредить, что ввиду неоднозначности ситуации может возникнуть необходимость отстаивать в суде свою позицию относительно правомерности представления нулевых отчетов, равно как и невыплаты вознаграждения по договору с ВОИС. При этом бремя доказывания отсутствия публичного исполнения фонограмм возлагается на вашу организацию (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 № 15АП-4173/17).