1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 46

Декартелизация экономики

В последнее время много говорится о проблеме картелизации отечественной экономики. По оценкам ФАС России, около 1 трлн руб., или 10% всех госзакупок, оказывается в распоряжении различных картелей. Они крайне негативно влияют не только на сектор госзакупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов РФ. Новые возможности для процветания картелей несет политика ускоренного импортозамещения. В этой связи картели считаются самым опасным нарушением антимонопольного законодательства. Для решения данной проблемы был принят Закон от 17.04.2017 № 74-ФЗ.

Серьезная проблема

В последние годы в стране выявляется все большее количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. По данным Федеральной антимонопольной службы России, в прошлом году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году (282). При этом более 80% дел (298) по картелям – сговоры на торгах, что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232).

Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели, широко распространены во всех секторах экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (строительстве зданий и обслуживании дорог, добыче водных биоресурсов, поставке медикаментов и продуктов питания). В частности, в прошлом году территориальными органами ФАС России было возбуждено более 70 дел о картелях, которые в совокупности охватывали не менее 3 тыс. электронных аукционов по закупке медикаментов и медтехники в 80 регионах страны. Прибыль участников картелей исчислялась десятками миллиардов рублей. В числе закупаемых у них лекарств были препараты для лечения онкологических заболеваний, ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом В и С.

Специфической чертой антиконкурентных соглашений является участие в них должностных лиц госорганов и учреждений, совершающих различные преступления (получение взяток, хищение, злоупотребление положением) в целях сокрытия или обеспечения заключения (исполнения) антиконкурентных соглашений. Антимонопольные органы возбудили 262 дела о заключении таких соглашений, что превышает показатели 2015 года на 15% (228).

Качественно изменились также и торговые картели. Если до 2014 года в них участвовали не более 10 предприятий, деятельность которых охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015–2016 годах количество компаний, фигурирующих в одном картеле, исчисляется десятками, а количество торгов, охваченных его деятельностью, – сотнями. Сами картели стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным формированиям: структурированность, устойчивость, четкое распределение ролей. Несмотря на это, в 2013–2016 годах полиция возбудила всего 19 уголовных дел по ст. 178 УК РФ, из которых лишь одно было направлено в суд. Отсутствие реального уголовного наказания способствует воспроизводству картелей.

Судебная практика показывает, что подавляющее большинство выявленных ФАС картельных соглашений относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а не крупного бизнеса. Что касается сговоров на торгах, то на крупный бизнес приходится незначительное количество рассмотренных дел. Сохраняются проблемы и с доказыванием существования картеля (см. графики).



Первые шаги

Нарастание картелизации экономики как новый вызов экономической безопасности России требует адекватных мер со стороны государства. Для нормализации ситуации был принят Закон от 17.04.2017 № 74-ФЗ, вступивший в силу 28 апреля. Указанный закон разграничивает административную ответственность за некоторые антимонопольные правонарушения с учетом степени их общественной опасности.

Изменения были внесены в ст. 2.5, 3.5 и 14.9 КоАП, а ст. 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности) изложена в новой редакции.

Теперь для соглашений в виде картеля устанавливается размер штрафа:

–для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного до трех лет. Раньше штраф составлял от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;

–для юридических лиц – от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара, работы или услуги либо суммы расходов на приобретение товара, но не менее 100 тыс. руб. Прежний штраф был от 0,01 до 0,15 размера выручки.

Для вертикальных соглашений размер штрафа составит:

–для должностных лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до одного года;

– для юридических лиц – от 0,01 до 0,05 размера выручки правонарушителя от реализации товара либо суммы расходов на его приобретение, но не менее 100 тыс. руб.

Размер штрафа за заключение соглашений органами власти остался в прежнем виде (для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет).

На перспективу

Основной способ получить доказательства картеля – выездная внеплановая проверка. Таких проверок ФАС проводит немного: 59 в 2015 году и 58 в 2016 году. Сейчас за воспрепятствование проверке ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает незначительный штраф (5–10 тыс. руб.), который отнюдь не дисциплинирует правонарушителей. Уплатить его гораздо выгоднее, чем оборотный штраф (до 15% от годового оборота), если картель будет доказан.

В марте ФАС России обнародовала поправки в КоАП, ужесточающие штрафные санкции за воспрепятствование проведению проверок. В частности, ее законопроект предусматривает дополнение КоАП новой статьей, согласно которой воспрепятствование проведению проверок или уклонение от них повлечет наложение штрафа на юрлицо от 0,5 до 1% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 100 тыс. руб. Для должностных лиц штраф составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.