Новости («Новая бухгалтерия», № 9, 2016)

| статьи | печать

Налоговики разъяснили, как считать материальную выгоду от экономии на процентах при покупке жилья

До сведения нижестоящих налоговых органов доведена позиция Минфина России по вопросу обложения НДФЛ материальной выгоды от экономии на процентах.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, освобождается от налогообложения, если заем (кредит) был получен на приобретение или строительство жилья или на рефинансирование (перекредитование) займов (кредитов) на приобретение или строительство жилья. В этой норме также сказано, что необходимым условием освобождения от налогообложения является наличие права у физического лица на получение имущественного налогового вычета при приобретении жилья, подтвержденного налоговым органом по правилам п. 8 ст. 220 НК РФ.

В письме от 05.08.2016 № 03-04-07/46125 специалисты финансового ведомства разъяснили, что если право на вычет отсутствует, доходы гражданина в виде материальной выгоды подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке. При этом они отметили, что наличие права на имущественный вычет, предусмотренный подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ (проценты по целевому кредиту, израсходованному на приобретение (строительство) жилья), не является основанием для освобождения материальной выгоды от экономии на процентах от обложения НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 23.08.2016 № БС-4-11/15433@)

Где записывать код вида товара в счете-фактуре при экспорте в страны ЕАЭС

С 1 июля 2016 г. действует новый подп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ, согласно которому при реализации товаров в страны ЕАЭС в счете-фактуре нужно указывать код вида товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Но форма счета-фактуры не содержит для этого специальной графы.

Пункт 9 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, позволяет дополнять счет-фактуру строками и графами для указания в них дополнительной информации при условии сохранения формы счета-фактуры.

Исходя из этого, специалисты ФНС России указали, что до внесения в установленном порядке соответствующих изменений в форму счета-фактуры налогоплательщики вправе проставлять код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС в дополнительной строке или графе счета-фактуры. Главное, чтобы вид счета-фактуры остался прежним.

(Письмо ФНС России от 17.08.2016 № СД-4-3/15118@)

Все, что вы хотели знать про УПД

Налоговое ведомство дало разъяснения по представлению в инспекцию УПД, корректировочного УПД, документов о передаче товаров (работ, услуг) в электронной форме.

Приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ были утверждены форматы УПД и корректировочного УПД, а приказами ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@ — форматы документа о передаче товаров при торговых операциях и документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг). По этим форматам вышеуказанные документы могут направляться в инспекцию при их истребовании налоговиками. Однако формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, утвержденный приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@, в настоящее время не позволяет отразить в ней вышеперечисленные документы. В связи с этим налоговики проводят работу по внесению в этот формат изменений. В частности, элемент «Код документа» формата будет дополнен следующими значениями:

— 2937 — документ о передаче товара;

— 2939 — документ о передаче результатов работ (об оказании услуг);

— 2441 — счет-фактура и документ о передаче товаров (работ, услуг), включающий в себя счет-фактуру;

— 2943 — корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), включающий в себя корректировочный счет-фактуру.

(Письмо ФНС России от 29.07.2016 № АС-4-15/13968)

В чем смысл «дивидендного» вычета

Финансисты рассказали, в чем заключается экономический смысл вычета сумм дивидендов, полученных налоговым агентом, при расчете налога, подлежащего удержанию из доходов получателя дивидендов.

Сумма налога, удерживаемого из доходов получателя дивидендов, определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 275 НК РФ:

Н = К × Сн × (Д1 – Д2).

В этой формуле Д1 — это общая сумма дивидендов, подлежащая распределению в пользу всех получателей, а Д2 — общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах, которые ранее не учитывались при определении налоговой базы по дивидендам.

По мнению специалистов финансового ведомства, экономический смысл вычета показателя Д2 заключается в исключении из расчетов сумм дивидендов, полученных налоговым агентом, во избежание их повторного налогообложения.

(Письмо Минфина России от 02.08.2016 № 03-03-06/1/45297)

Стимулирующие выплаты в налоговом учете

Финансисты разъяснили, каким условиям должны соответствовать стимулирующие выплаты работникам для их учета в целях налогообложения прибыли.

К расходам на оплату труда, в частности, относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ). Такие выплаты могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, если они соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Исходя из вышеперечисленных положений налогового законодательства, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что если стимулирующие выплаты в пользу работников не связаны с их производственными результатами, независимо от их названия данные выплаты не отражаются в составе расходов при расчете налога на прибыль на том основании, что они не соответствуют критериям ст. 252 Налогового кодекса.

(Письмо Минфина России от 22.07.2016 № 03-03-06/1/42954)

Повторная реализация алкоголя и акциз

Специалисты финансового ведомства дали ответ на вопрос об обложении акцизами повторной реализации алкогольной продукции, которая ранее была возвращена покупателем.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются операции по реализации на территории РФ произведенных подакцизных товаров. Датой реализации (передачи) подакцизных товаров считается день их отгрузки (передачи), в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Из положений п. 2 ст. 200 НК РФ следует, что при возврате покупателем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции вычет суммы акциза, уплаченного при реализации этой продукции, не производится. Кроме того, согласно п. 14 ст. 187 НК РФ налоговая база по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции не уменьшается на объем продукции, возвращенной покупателем, независимо от причины ее возврата и выставления корректировочного счета-фактуры.

Таким образом, при повторной реализации алкогольной продукции, возвращенной покупателем производителю, возникает объект обложения акцизами, несмотря на отсутствие права на вычет акциза, уплаченного при первоначальной реализации такой алкогольной продукции.

Специалисты финансового ведомства также отметили, что в целях исчисления налога на прибыль суммы акциза формируют стоимость реализованной продукции (ст. 199 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 21.07.2016 № 03-07-06/42802)

Реконструированные объекты в налоговом учете

Финансисты рассказали о порядке учета для целей налога на прибыль реконструированного (модернизированного) основного средства.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). В случае реконструкции (модернизации) стоимость проведенных работ увеличивает первоначальную стоимость основного средства, по которой оно было принято к учету. Также компания вправе увеличить срок полезного использования основного средства в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено реконструированное основное средство.

После реконструкции амортизация может начисляться по тем нормам, которые были определены при введении основного средства в эксплуатацию. А в случае если срок полезного использования после проведения реконструкции был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования основного средства.

Если же в результате изменения технических характеристик реконструируемого или модернизируемого объекта меняется его код ОКОФ, данный объект следует учитывать как новое основное средство, первоначальная стоимость которого определяется в порядке, установленном ст. 257 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 04.08.2016 № 03-03-06/1/45862)

Если суд вернул целевые средства в фонд капремонта

Специалисты финансового ведомства дали ответ на вопрос, как учесть перечисленные подрядчикам целевые средства из фонда капремонта жилого дома, возвращенные по решению суда.

Средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях исчисления налога на прибыль относятся к целевым поступлениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевого финансирования организация не получает экономической выгоды, и дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций, у нее не возникает.

Не возникает доходов и в бухгалтерском учете, поскольку перечисленные подрядчикам средства целевого финансирования до момента приема работ на основании п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» должны числиться в составе дебиторской задолженности.

(Письмо Минфина России от 14.07.2016 № 03-03-06/3/41227)

Плательщик торгового сбора снимается с учета

Налоговики высказали согласованную с Минфином России позицию по вопросу необходимости уведомления налогового органа о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора при реорганизации в форме присоединения.

Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ предусмотрено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому у присоединенного юридического лица отсутствует обязанность представлять уведомление о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора.

В письме также сказано, что данная позиция согласована с финансовым ведомством (см. на эту тему письмо Минфина России от 11.07.2016 № 03-11-09/40539).

(Письмо ФНС России от 13.07.2016 № СД-2-3/776@)