ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

На рынке социальных услуг по госзаказу появятся конкуренция и частные компании

| статьи | печать | 268

Минфин России разработал проект федерального закона, который должен будет допустить к выполнению государственного и муниципального заказа в сфере оказания социальных услуг населению негосударственные компании и частных предпринимателей для создания конкуренции, повышения качества оказания таких услуг и удовлетворения спроса на них. Документ проходит процедуру антикоррупционной экспертизы до начала октября и, если успешно приобретет статус закона, вступит в силу 1 января 2018 г.

Исполнителей государственных (муниципальных) услуг населению в социальной сфере на основании государственного (муниципального) заказа будут отбирать по итогам специальных процедур. Причем такими исполнителями могут стать не только государственные (муниципальные) учреждения, но и частные компании и предприниматели. Такие нововведения содержит проект федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Законопроект), разработанный Минфином России, который с 4 августа по 5 октября проходит публичное обсуждение и одновременно антикоррупционную экспертизу на портале regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/08-16/00051354).

Документ направлен на создание правовой базы для привлечения негосударственных организаций и граждан, являющихся субъектами малого предпринимательства, к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В частности, речь идет об услугах в сфере:

  • образования;

  • здравоохранения;

  • социальной защиты и занятости населения;

  • физической культуры и ­спорта;

  • культуры, искусства, кинематографии;

  • архивного дела;

  • туризма;

  • в иных отраслях социальной сферы, если они включены в ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг (работ), сформированные в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Как следует из сводного отчета к документу, необходимость принятия такого закона обус­ловлена отсутствием конкурентного рынка государственных и муниципальных услуг и, как следствие, низкими стимулами для повышения качества их оказания. Кроме того, в некоторых регионах государственные (муниципальные) учреждения не могут полностью удовлетворить спрос на государственные (муниципальные) услуги (например, детские сады).

Социальные услуги оказывают на безальтернативной и неконкурентной основе

На сегодняшний день состояние рынка государственных (муниципальных) услуг характеризуется ограничением доступа негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых потребителям в связи с реализацией установленных социальных гарантий гражданам. Деятельность государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, которые осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, регламентируется обязательными для исполнения государственными (муниципальными) заданиями. Их формируют соответствующие органы власти, которые являются учредителями данных учреждений. Поскольку государственное (муниципальное) задание, по сути, формируется на безальтернативной основе, учреждения, которые оказывают услуги в социальной сфере, не заинтересованы повышать качество таких услуг и эффективность своей работы, а также стремиться удовлетворить имеющийся на такие услуги спрос.

В связи с этим с 2018 г. Минфин России предлагает размещать государственные (муниципальные) заказы на оказание соцуслуг в ином порядке — путем отбора исполнителей. Причем в их числе могут быть не только государственные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, но и юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица — производители товаров, работ, услуг, выразив­шие желание оказывать государственные и муниципальные услуги (п. 3 ст. 2 Законопроекта).

Законопроект предусматривает три способа отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (п. 2 ст. 4 Законо­проекта):

  • проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионного соглашения;

  • отбор обозначенным в сертификате потребителем исполнителя услуг из реестра исполнителей по сертификату;

  • конкурс (аукцион) на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Отметим, что законом может быть установлен запрет на использование стоимостных критериев при оценке предложений, поданных участниками отбора исполнителей услуг (п. 5 ст. 4 Законопроекта).

Второй и третий способы отбора исполнителя допустимы, только если уполномоченный орган примет решение о невозможности (неэффективности) заключения соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, концессионного соглашения (п. 1 ст. 6 Законопроекта). Кроме того, если оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере предусмотрено проектом государственно-частного (муниципально-частного) партнерства или концессионным соглашением (первый способ отбора исполнителя), тогда объем оказания такой услуги, оказываемой исполнителями услуг на основании иных видов договоров или соглашений, не может включать объем услуг, которые должны быть оказаны в соответствии с соглашением о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионным соглашением. Таким образом, устанавливается приоритет для негосударственных субъектов при отборе исполнителей, поскольку концессионером (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях») или частным партнером (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») могут быть только негосударственные организации или индивидуальные предприниматели.

Отказаться от договора на оказание госуслуг будет проблематично

К содержанию договоров, которые должны заключаться уполномоченным органом по результатам отбора исполнителей услуг, будут предъявляться специальные требования. В частности, такие договоры должны включать:

  • суть услуги и условия (формы) ее оказания;

  • категорию потребителей услуг и порядок их информирования;

  • показатели, характеризующие объем и качество или объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;

  • объем субсидии, предоставляемой исполнителю услуг в целях оплаты договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг.

Оплата договоров (соглашений), заключенных по результатам отбора исполнителей услуг, будет осуществляться путем предоставления субсидии исполнителю услуг из соответствующего бюджета (ч. 1 ст. 10 Законопроекта).

Односторонний отказ от догово­ра на оказание государственных (муиниципальных) услуг в социальной сфере должен стать скорее исключением, чем правилом, поскольку для исполнителя он запрещен в принципе (п. 4 ст. 12 Законопроекта), а для уполномоченного органа допустим, но лишь в определенных случаях (п. 1 ст. 12 Законопроекта):

  • неоднократного отклонения показателей, определенных договором (соглашением), сверх установленных предельно допустимых отклонений по итогам отчетного периода;

  • неоднократного нарушения исполнителем услуг условий предоставления субсидии.

Переходный период для вступ­ления Законопроекта в силу продлится три года — с 1 января 2018 г. по 1 января 2021 г.

День
Неделя
Месяц