Особенности российских миллиардеров

| статьи | печать

Отличия между нашими и не нашими миллиардерами объясняют недостаточную эффективность российской экономики.

Консалтинговая компания Wealth-X пересчитала мировых долларовых миллиардеров – таких нынче 2473. По весенним данным журнала «Форбс» в России 77 таких богачей. Бросается в глаза разница между не нашими и нашими миллиардерами. Нередко так. Назови имя не нашего, и многие люди в самых отделенных точках планеты мгновенно вспомнят, на чем он обогатился. За россиянами же трудно без специальной подготовки обнаружить реальные свершения, которые позволили им стать фантастически богатыми.

Вот несколько примеров. Самый богатый - Билл Гейтс (79,2 млрд долл.), широко известный что на родине, что в России или даже в Занзибаре как основатель Microsoft. Вот четвертый в списке «Форбс» - Амансио Ортега (64,5 млрд долл.), который шил со своей первой женой белье и банные халаты и в 1975 г. вырастил из этого дела фирму Zara. Следом идет в рейтинге Ларри Эллисон, основатель фирмы Oracle. Самая богатая женщина планеты - Кристи Уолтон (41,7 млрд долл.), чье имя навсегда связано с крупнейшей в мире торговой сетью Wal-Mart., основаной ее свекром Сэмом Уолтоном и его братом Джеймсом в 1962 г. Еще богачка - Лилиан Беттанкур (40,1 млрд долл.), ее имя почти синоним L’Oreal. Еще один француз Бернар Арно (37,2 млрд долл.) – это Louis Vuitton. Майкл Блумберг (35,5 млрд долл.) дал свое имя агентству финансовой информации Bloomberg LP (выручка в 2014 г. – 9 млрд долл.). Сразу за М. Блумбергом на 15 месте списка «Форбс» расположился человек, который придумал и создал Amazon.com - Джефф Безос (34,8 млрд долл.). За ним - Марк Цукерберг, создатель Facebook. На19 месте в списке - Ларри Пейдж, сооснователь и генеральный директор Google. А замыкает двадцатку богачей его партнер Сергей Брин, которого в шестилетнем возрасте родители вывезли из России.

То есть, за многими самыми богатыми «не нашими» стоит создание инновационных финансовых, медийных, торговых, компьютерных и прочих продуктов, которые и принеси им громадные деньги. Смотрим наших.

Владимир Потанин (15,4 млрд долл.) – ассоциируется с «Норильским никелем». Конечно, В. Потанин проявил способности в организации производства и торговле добываемым сырьем. Однако «Норникель» придумал не он, а выдолбили пещеру в вечной мерзлоте, в которой и располагается поныне предприятие, заключенные Гулага, которые там и умирали с киркой в руках. Алишер Усманов, Виктор Вексельберг, Алексей Мордашев, Вагит Алекперов, Владимир Лисин и другие наши миллиардеры тоже не отметились какими-то удивительными и выгодными придумками, а заработали состояния на торговле сырьем.

Это понятная ситуация в стране, где удалось за считанные годы с начала девяностых провести такие преобразования, на которые у других государств ушли столетия. Но эта ситуация может стать опасной для экономического развития, если она будет законсервирована. Первые симптомы чего мы уже наблюдаем – и президент, и все во власти уже давно признали, что прежняя модель экономики себя исчерпала, нужна новая. Однако вот признаков нового пока не видать. А одним из зримых проявлений того, что экономика перестраивается, должно бы стать появление новых богачей не только из числа допущенных к торговле дарами недр. А еще бы из тех, кто создает косметические и другие бренды, предлагает новые финансовые инструменты или прорывные технологии.

Если не соглашаться с удобной для некоторых бесцветных чиновников идеей про врожденную неспособность россиян к творчеству и самостоятельному созиданию (только под их мудрым руководством), то надо признать: что-то в действующем механизме российского хозяйства препятствует взлетам изобретателей и бизнесменов. Что-то оставляет приоткрытой дверь, через которую можно протиснуться в дело распределения-перераспределения (и снова, и снова) добываемого сырья. Но не видать лифтов для подъема людей, которые отыскивают иные способы заработка, нежели пристроиться поближе к буровой или карьеру (паразиты при бюджете – отельная тема).

Если такие лифты будут смонтированы и заработают в ближайшие годы – у страны есть шанс не скатиться окончательно в разряд третьесортных держав. Тогда в российских списках богачей появятся новые персонажи. Возможен другой, более стабильный вариант – в состоянии некоего прозябания находятся многие страны на планете и двери в их клуб всегда широко открыты.