1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1050

Торговый сбор: исчисляем, платим, применяем льготы

Расчет в общем-то нехитрого торгового сбора на практике вызывает у бухгалтеров многочисленные вопросы, причем даже у тех, кто вот уже как год платит этот сбор. А что говорить о тех компаниях, которые только начинают осуществлять виды деятельности, облагаемые торговым сбором: для них все, что связано с его исчислением и уплатой, — это один большой вопрос. Наша публикация поможет сделать его менее проблематичным.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2015 г. введена глава 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 410 НК РФ торговый сбор вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Например, на территории столицы торговый сбор введен с 1 июля 2015 г. (Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее — Закон г. Москвы № 62); письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@). Тем, кто на момент введения этого новшества осуществлял облагаемую данным сбором деятельность, нужно было подать в инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не позднее 7 июля 2015 г. (п. 2 ст. 416 НК РФ, письмо ФНС России от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@).

Если организация занялась торговлей после названной даты, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора необходимо подать в инспекцию в течение пяти рабочих дней с момента начала осуществления такой деятельности (п. 6 ст. 6.1 и п. 2 ст. 416 НК РФ). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ (образец заполнения уведомления см. на с. 47—48).

Итак, плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативными правовыми актами установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (см. письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ «О торговом сборе» (в ред. письма ФНС России от 15.09.2015 № ГД-4-3/16205)).

Можно выделить следующие группы плательщиков сбора:

1. Субъекты, осуществляющие торговлю.

2. Компании, управляющие розничными рынками (осуществляющие деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). Такая деятельность приравнивается к торговой деятельности в целях главы 33 НК РФ (п. 3 ст. 413 НК РФ), однако для нее предусмотрены специфические правила.

Ставки сбора

Налоговый кодекс РФ предусматривает установление твердых ставок торгового сбора (абз. 1 п. 1 ст. 415 НК РФ). При этом возможно установление двух видов таких ставок (в зависимости от единицы обложения) (п. 6 ст. 415 НК РФ):

— в расчете на объект осуществления торговли;

— в расчете на площадь объекта осуществления торговли.

Таким образом, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на 1 кв. м торгового зала. На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли (письмо Минфина России от 24.02.2016 № 03-11-13/10244).

Допускается установление дифференцированных ставок сбора, а для отдельных видов торговли предусмотрены специальные ограничения величины ставок.

Так, п. 3 ст. 415 НК РФ предусматривает специальные правила обложения (письмо ФНС России от 28.10.2015 № 03-11-09/62126):

— торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;

— торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Кто освобождается от уплаты торгового сбора

Некоторые категории налогоплательщиков освобождены от уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом установлен сбор, и не регистрируются в качестве плательщика торгового сбора в ИФНС.

Во-первых, это индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения.

Во-вторых, это налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Соответствующие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-09/41264, от 30.12.2014 № 03-11-11/68510, от 17.07.2015 № 03-11-09/41264.

В законах муниципальных образований и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя могут быть установлены дополнительные основания для освобождения от уплаты торгового сбора.

Так, льготам по торговому сбору в столице посвящена ст. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62. Согласно ч. 1 названной статьи освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;

5) торговля, осуществляемая на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера (утрачивает силу с 1 января 2021 г.);

6) торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах и цирках, а также от продажи билетов в музеи и планетарии в общем объеме доходов составила не менее 50% (утрачивает силу с 1 января 2021 г.);

7)торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы (утрачивает силу с 1 января 2021 г.).

Кроме того, на основании положений п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 62 освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи, автономные, бюджетные и казенные учреждения, а также религиозные организации — в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках (в последнем случае льгота утрачивает силу с 1 января 2021 г.)

И наконец, согласно п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 62 организация освобождается от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. м (в последнем случае льгота утрачивает силу с 1 января 2021 г.)

Для такого освобождения одновременно необходимо соблюсти следующие условия:

1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% общей площади объекта, указанного в абз. 1 настоящей части и используемого для осуществления деятельности, указанной в п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 62 (см. также письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-11-06/4/8110).

Объект и период обложения сбором

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (ст. 412 НК РФ).

Периодом обложения торговым сбором является квартал (ст. 414 НК РФ).

Торговая деятельность, облагаемая сбором

Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся (письмо ФНС России от 14.10.2015 № 03-11-09/58628):

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

5) деятельность по организации розничных рынков.

В Москве к объектам нестационарной торговой сети относятся в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 26-ПП (п. 1.7.1 Порядка сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП).

Торговый сбор при торговле через Интернет

Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 381-ФЗ) не установлено определение интернет-торговли. Данная торговля предполагает выбор и заказ товаров с использованием интернета или по телефону с последующей доставкой покупателю товара курьером либо самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.

При осуществлении торговли с использованием доставки товаров невозможно определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров, — помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, поэтому такой вид деятельности не является торговой деятельностью в виде торговли через объекты торговой сети.

Таким образом, торговля с использованием доставки товаров, заказанных по интернету или телефону, в целях главы 33 НК РФ признается торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно ст. 2 Закона № 381-ФЗ включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан объектом стационарной торговой сети в целях главы 33 НК РФ. Если офис организации не соответствует указанным требованиям, осуществление в нем деятельности по реализации торгового оборудования не является объектом обложения торговым сбором.

Такие разъяснения Минфин России дал в письме от 05.04.2016 № 03-11-06/4/19272.

Постановка на учет и снятие с учета

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика торгового сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной в налоговый орган уполномоченным органом (п. 1 ст. 416 НК РФ, письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ «О торговом сборе» (в ред. письма ФНС России от 15.09.2015 № ГД-4-3/16205)).

Постановка на учет, снятие с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).

Особенности постановки на учет

Если несколько объектов торговли, в отношении которых установлен торговый сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика торгового сбора (уполномоченного органа) ранее, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ), либо объекта, указанного первым в уведомлении о постановке на учет (информации, представленной уполномоченным органом).

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора производится в течение пяти дней после получения налоговым органом указанных в настоящем пункте документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора

Важно!

Датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении либо в информации, представленной уполномоченным органом.

Если плательщик сбора не направил соответствующее уведомление, инспекция вправе поставить его на учет на основании сведений, представленных Департаментом экономической политики и развития города Москвы (п. 1 ст. 416, ст. 418 НК РФ, ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62, п. 1 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП).

Обратите внимание: осуществление деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, без направления уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 416 НК РФ). Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе установлена ст. 116 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116, абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ). Штраф за несвоевременную подачу уведомления формы № ТС-1 составляет 200 руб. (ст. 126 НК РФ). Кроме того, возможна ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ (письмо ФНС России от 18.08.2015 № СА-4-7/14504@).

Снятие с учета

Снятие с учета организации или ИП в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора осуществляется на основании представленного уведомления о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора (п. 4 ст. 416 НК РФ) или на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, поступившей в налоговый орган от уполномоченного органа, в случае если основанием для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора являлась информация от уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, которая подлежит отмене.

ИФНС снимает с учета организацию или ИП в качестве плательщика в течение пяти дней со дня получения налоговым органом необходимых документов. При этом в течение пяти дней со дня снятия с учета такому субъекту выдается (направляется) одно из следующих уведомлений:

— Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по форме № 1-5-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@;

— Уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе по форме № 11-УС-Учет, утв. приказом ФНС России от 13.02.2012 № ММВ-7-6/80@;

— Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе по форме № 2-4-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Уплата торгового сбора

Плательщики торгового сбора уплачивают его в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения сбором (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Уплата сумм торгового сбора осуществляется организациями или ИП, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества — с указанием реквизитов получателя платежа и кода ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности;

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — с указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, а кода по ОКТМО — по месту осуществления торговой деятельности.

Важно!

Если в течение периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины физической характеристики по объекту осуществления торговли, такой плательщик при исчислении суммы торгового сбора должен учитывать указанное изменение с начала того квартала, в котором произошло увеличение величины физической характеристики.

При уменьшении величины физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода обложения такое изменение учитывается со следующего периода обложения (квартала) (п. 1 ст. 412 НК РФ).

Как плательщику торгового сбора уменьшить сумму налога на прибыль

Организации, осуществляющие деятельность, в отношении которой в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, при соблюдении определенных условий вправе уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащую зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения), где он установлен, на сумму торгового сбора (п. 10 ст. 286 НК РФ).

В настоящее время имеется проект приказа ФНС России «О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 года № ММВ-7-3/600@ „Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка его заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме“» которым предусмотрены графы для информации об уплаченном торговом сборе.

До внесения соответствующих изменений в форму и Порядок заполнения декларации, утвержденных приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@, ФНС России рекомендовала указывать такие суммы по тем же строкам декларации и в том же порядке, которые предназначены для отражения сумм налога, уплаченных за пределами РФ и подлежащих зачету в уплату налога в РФ (письма ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@, от 28.09.2015 № ГД-4-3/16910@). При этом порядок отражения сумм торгового сбора, уменьшающих сумму налога на прибыль (авансового платежа по нему) отличается для организаций, у которых нет обособленных подразделений, и для тех, у которых такие подразделения есть и которые ведут деятельность, облагаемую торговым сбором.

Если у организации нет обособленных подразделений

Для отражения сумм торгового сбора в декларации используются строки 240 и 260 листа 02 декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ (далее — декларация по налогу на прибыль).

Если налогоплательщик производит зачет налога на прибыль, уплаченного за пределами РФ, и одновременно уменьшает налог (авансовый платеж) на уплаченный торговый сбор, суммы засчитываемого налога и торгового сбора для заполнения указанных строк декларации суммируются. При этом показатель строки 260 листа 02 декларации по налогу на прибыль не должен превышать значения показателя, отражаемого по строке 200 листа 02 этой декларации.

При отражении суммы начисленных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ по строке 230 листа 02 декларации этот показатель уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.

Если у организации есть обособленные подразделения

Если у организации есть обособленные подразделения и по месту их нахождения и (или) по месту нахождения самой организации ведется деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, декларация заполняется следующим образом.

Сумма уплаченного торгового сбора указывается по строке 090 Приложения № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль с кодами 1, 2, 3, 4 по реквизиту «Расчет составлен (код)», в которых исчисляется налог (авансовые платежи) для уплаты в региональный бюджет исходя из доли прибыли обособленного подразделения (их группы, организации без ее обособленных подразделений, закрытого обособленного подразделения), по месту нахождения которого уплачивается торговый сбор. Для налогоплательщиков, осуществляющих зачет налога, уплаченного вне РФ, суммы уплаченного торгового сбора и засчитываемого налога при заполнении данной строки суммируются. При этом показатель строки 090 декларации не может превышать сумму исчисленного налога на прибыль (авансового платежа), отраженного по строке 070 Приложения № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, при заполнении строки 080 Приложения № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль сумма начисленных авансовых платежей по налогу на прибыль уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.

Уплаченный торговый сбор учитывается также при расчете показателей листа 02 декларации по налогу на прибыль. Он отражается в этой декларации по строкам 240 и 260 листа 02. При расчете показателей для строк 210 и 230 листа 02 декларации начисленные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль уменьшаются на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.

Бухгалтерский учет

Суммы торгового сбора формируют расходы по обычным видам деятельности на дату его начисления и относится к расходам того отчетного периода, за который начислен торговый сбор (письмо Минфина России от 24.07.2015 № 07-01-06/42799, п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). При таком варианте учета торгового сбора возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые должны отражаться в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Вместе с тем допустимо учитывать суммы начисленного торгового сбора аналогично начислению налога на прибыль организаций, то есть с использованием счета 99 «Прибыли и убытки», а именно:

Дебет 99, субсчет «Торговый сбор» Кредит 68, субсчет «Торговый сбор»

— начислен торговый сбор;

Дебет 68, субсчет «Торговый сбор» Кредит 99, субсчет «Условный расход по налогу на прибыль»

— уменьшен условный расход по налогу на прибыль на сумму уплаченного торгового сбора.

Если торговый сбор платит упрощенец

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, предусмотрены особые правила учета торгового сбора, причем в зависимости от объекта налогообложения на УСН.

Те, кто применяет объект налогообложения «доходы минус расходы», включат суммы торгового сбора в расходы, а упрощенцы с объектом налогообложения «доходы» уменьшают на суммы торгового сбора сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Обратите внимание: в обоих случаях в расчет принимаются только перечисленные в бюджет суммы торгового сбора!

Итак, в случае применения объекта «доходы минус расходы» упрощенцы должны ориентироваться на подп. 3 п. 2 ст. 346.17, подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, из которых следует, что включать в расходы можно только уплаченные в бюджет суммы налогов и сборов (см. также письма Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/424942, от 27.03.2015 № 03-11-11/16902).

Если выбран объект налогообложения «доходы», упрощенцы могут воспользоваться положениями п. 8 ст. 346.21 НК РФ. В нем говорится, что в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик УСН в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Учтите, что положения п. 8 ст. 346.21 НК РФ не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

При соблюдении всех условий, установленных п. 8 ст 346.21 Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (письмо ФНС России от 06.04.2016 № СД-4-3/5922@).

Важно!

Если выбран объект налогообложения «доходы», на уплаченную сумму торгового сбора можно уменьшить «упрощенный» налог по тому виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Стоит подчеркнуть, что при уменьшении «упрощенного» налога на сумму торгового сбора 50-процентное ограничение не применяется, то есть налог можно уменьшить до нуля (п. 8 ст. 346.21 НК РФ, письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730). Поэтому организации и ИП, применяющие УСН и занимающиеся несколькими видами деятельности, обязаны вести раздельный учет в отношении доходов и налога по разным видам деятельности (письма Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494, от 27.03.2015 № 03-11-11/16902).

Если организация или ИП, применяющий УСН, зарегистрировав в субъекте, где торговый сбор не введен, на сумму сбора, уплаченного в г. Москве, они не вправе уменьшить налог, уплачиваемый при УСН (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-09/40621).

Обратите внимание!

У индивидуальных предпринимателей есть возможность уменьшить сумму НДФЛ на сумму торгового сбора, фактически уплаченного в соответствующем налоговом периоде. Исключение — случай, когда налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 5 ст. 225 НК РФ).

Уменьшение сумм НДФЛ на сумму торгового сбора возможно только:

— в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте РФ по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;

— в отношении суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода по стандартной ставке 13%.

Особенности определения статуса плательщика торгового сбора при осуществлении некоторых видов деятельности, представлены в таблице.

Таблица. Особенности определения статуса плательщика торгового сбора при осуществлении некоторых видов деятельности

Вид деятельности

Является ли плательщиком торгового сбора или нет

Комментарий

Реквизиты разъясняющего документа

Продажа продукции собственного производства налогоплательщиками, не имеющими торговых объектов

Нет

В целях уплаты торгового сбора под торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной или нестационарной торговой сети либо через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ). Если у организации или предпринимателя нет торговых объектов, он не является плательщиком торгового сбора

Письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43208, от 17.07.2015 № 03-11-06/41106 и от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

Реализация через объекты общественного питания покупной кулинарной продукции

Нет

Предоставление услуг общественного питания не является торговой деятельностью. Даже в том случае, когда точка общепита реализует потребителю покупную продукцию, то есть не подвергшуюся переработке

Письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42962 и от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

Торговля путем отпуска товаров со склада

Нет

При условии, что склад не соответствует требованиям, предъявляемым к торговым объектам. То есть не имеет помещения, предназначенного для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними, прохода покупателей (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; далее — Закон № -381-ФЗ)

Письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

Реализация сопутствующих товаров при оказании населению бытовых услуг (в ателье, парикмахерских, мастерских по ремонту обуви или металлоремонту, службах по оказанию ритуальных услуг и др.)

Нет

Этот вид деятельности является составной частью оказания бытовых услуг населению (п. 3.1.2.8 Номенклатуры показателей категории организаций в сфере бытовых услуг, утв. приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 517-ст). То есть не признается самостоятельным видом деятельности. Поэтому при реализации сопутствующих товаров торговый сбор не уплачивается

Письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42966

Торговля через интернет с доставкой товаров курьером, служебным транспортом или почтой

Нет

Эта деятельность приравнивается к торговле путем отпуска товаров со склада. Торговый сбор не уплачивается, если склад не соответствует требованиям, предъявляемым к торговым объектам. То есть не имеет помещения, предназначенного для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними, прохода покупателей (п. 7 ст. 2 Закона № 381-ФЗ)

Письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

Торговля из офиса (использование офиса для заключения договоров купли-продажи)

Да

При условии, что офис соответствует требованиям, которые предъявляются к торговым объектам. То есть имеет помещение, предназначенное для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними, прохода покупателей (п. 7 ст. 2 Закона № 381-ФЗ)

Письмо Минфина России от 15.07.15 № 03-11-10/40730


Нет

Если одновременно выполняются два условия:

— офис не соответствует требованиям, предъявляемым к торговым объектам (п. 7 ст. 2 Закона № 381-ФЗ);

— офис не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, используемой налогоплательщиком для ведения торговой деятельности


Деятельность по организации розничных рынков

Да

Деятельность компании, управляющей розничным рынком, приравнивается к торговой (п. 7 ст. 3 Закона № -271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ»). Поэтому она является плательщиком торгового сбора

Письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43256

Реализация ломбардом предмета залога

Нет

Ломбардам запрещено заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме предоставления гражданам краткосрочных займов, хранения вещей, оказания консультационных и информационных услуг (п. 1 и 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»). Значит, они не вправе заниматься торговой деятельностью.

Ломбарды реализуют невостребованные вещи исключительно для удовлетворения своих требований к заемщику или поклажедателю (п. 1 и 3 ст. 13 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ). То есть не занимаются торговлей и поэтому не являются плательщиками торгового сбора

Письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730

Оптовая торговля алкогольной продукцией

Да

Исключений для торговли -подакцизными товарами не предусмотрено

Письмо Минфина России от 01.04.2015 № 03-11-06/18129

Прикрепленные файлы: