1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 7, 2016)

Поправки для ЕНВД

Внесены изменения в п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Согласно им действие системы налогообложения в виде ЕНВД продляется до 1 января 2021 г.

Еще одна поправка касается изменения формулировки подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ. Сейчас в подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ сказано, что сумма ЕНВД уменьшается на страховые взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) в налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. При этом согласно п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ такие страховые взносы не могут уменьшать налог более чем на 50%. А ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Таким образом, на сегодняшний день, если предприниматель имеет наемных работников, он может снизить размер налога только на сумму страховых взносов в пользу работников (не более чем на 50%). А взносы, уплаченные ИП за себя, в уменьшении налога не участвуют (письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-11/41339, от 21.03.2014 № 03-11-11/12319).

Согласно внесенным изменениям из подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ убраны последние слова «при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам». Получается, что теперь предприниматель, так же как и при применении УСН с объектом налогообложения «доходы», может в пределах 50-процентного ограничения уменьшить сумму налога на страховые взносы, уплаченные как за себя, так и за наемных работников.

(Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», вступает в силу с 1 января 2017 г.)

Реализация макулатуры освобождена от НДС

В пункт 2 ст. 149 НК РФ добавлен новый подп. 31, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ макулатуры. При этом установлено, что в целях настоящего Кодекса под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Данная льгота введена с целью поддержки российской целлюлозно-бумажной промышленности и переориентации поставок макулатуры с экспорта в третьи страны (по большей части в Украину) на внутренний рынок. Изначально ее планировалось установить на бессрочной основе. Но в процессе обсуждения законопроекта в Госдуме было решено придать льготе временный характер. Она установлена на срок до 31 декабря 2018 г. включительно.

(Федеральный закон от 02.06.2016 № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 октября 2016 г.)

Продлена льгота по НДС для пригородных железнодорожных перевозок

Продлен период льготного обложения НДС услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении поименованы в перечне операций, не подлежащих обложению НДС (подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). В 2015 г. действие подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ было приостановлено до 1 января 2017 г., а услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении стали облагаться НДС по ставке 0% (подп. 9.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В результате железнодорожники получили возможность принимать к вычету «входной» НДС по товарам (работам, услугам), использующимся при оказании таких услуг. Данный порядок налогообложения должен был применяться по 31 декабря 2016 г. включительно (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2015 № 83-ФЗ).

Согласно внесенным в Федеральный закон от 06.04.2015 № 83-ФЗ поправкам применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении продлено по 31 декабря 2017 г. включительно. При этом действие подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому данные услуги не облагаются НДС, приостановлено до 1 января 2018 г.

(Федеральный закон от 02.06.2016 № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» в части продления льготного периода налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», вступил в силу с 2 июня 2016 г.)

Изменения в гражданском законодательстве

Внесены изменения в следующие федеральные законы:

— от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

— от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

(Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступил в силу с 2 июня 2016 г. , за исключением отдельных положений)

Утвержден порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду

Правительство РФ в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утвердило Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

Установлено, в частности, что исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

(Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов», вступило в силу с 7 июня 2016 г.)

Минфин России спланировал разработку бухгалтерских стандартов

В соответствии со ст. 23, 26 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Минфин России по согласованию с Центральным банком РФ утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 гг.

В Программе перечислены проекты новых федеральных стандартов бухгалтерского учета, проекты изменений в действующие положения по бухгалтерскому учету, над которыми будет организована работа в указанный период. По каждому проекту установлены: рабочее наименование, срок представления уведомления о разработке проекта, срок представления проекта в совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемая дата вступления в силу, ответственные исполнители (разработчики).

Согласно программе в течение 2016 г. должны быть разработаны и представлены на общественное обсуждение пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. Об этом Минфин России рассказал в информационном сообщении от 07.06.2016 № ИС-учет-2. Речь идет о федеральных стандартах: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». В 2016 г. также намечено подготовить проект изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

(Приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 гг.», зарегистрирован в Минюсте России 26.05.2016 № 42294)

Поправки в ПБУ

Финансовое ведомство откорректировало несколько ПБУ в части учета расходов компаниями, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета.

Поправки касаются четырех бухгалтерских стандартов: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Так, организациям, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставляется право оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Аналогичный порядок предусмотрен и для формирования первоначальной стоимости основных средств: если имущество приобретено за плату, то первоначальная стоимость объекта определяется по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене), а остальные затраты списываются на расходы единовременно.

Что касается учета нематериальных активов, то затраты на их приобретение (создание) могут отражаться в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Такие же правила установлены и для признания в расходах затрат по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам.

(Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2016 № 42429, вступил в силу с 20 июня 2016 г.)

Возмещение НДС по операциям, связанным с проведением чемпионата мира по футболу

В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка по НДС применяется при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA, дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету «Россия-2018», дочерним организациям Организационного комитета «Россия-2018», национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе от 07.06.2013 № 108-ФЗ. Для применения пониженной ставки постановлением Правительства РФ от 03.08.2015 № 784 были утверждены соответствующие правила. Согласно им возмещение НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) и имущественных прав, производится на основании заявления. Его форма должна была быть утверждена ФНС России.

Налоговая служба утвердила форму заявления, а также формы решений о возмещении сумм налога и об отказе в возмещении НДС.

(Приказ ФНС России от 06.05.2016 № ММВ-7-3/317 «Об утверждении формы заявления о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) и имущественных прав организациями, указанными в подпункте 13 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форм решений о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость или об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, применяемых налоговыми органами при оформлении результатов проверки обоснованности заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) и имущественным правам, приобретаемым организациями, указанными в подпункте 13 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2016 № 42420, вступил в силу с 18 июня 2016 г.)

Как заполнить форму 6-НДФЛ по выплате зарплаты?

Налоговая служба разъяснила порядок заполнения строки 130 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ при выплате работникам заработной платы. Специалисты ФНС России напомнили, что расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату — на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря. Раздел 1 расчета формируется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. В нем по строке 070 «Сумма удержанного налога» указывается общая сумма НДФЛ, удержанная налоговым агентом, нарастающим итогом с начала календарного года. А в строку 080 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» заносится общая сумма НДФЛ, не удержанная на отчетную дату налоговым агентом, нарастающим итогом с начала года. Эта строка заполняется с учетом положений п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ. Что касается строки 130 «Сумма фактически полученного дохода» раздела 2, то в ней отражается обобщенная сумма фактически полученных доходов (без вычитания суммы удержанного НДФЛ), выплаченных на дату, которая стоит в строке 100 раздела 2. В частности, по строке 130 указывается сумма дохода работника за выполнение трудовых обязанностей (без вычитания суммы удержанного НДФЛ), установленная трудовым договором.

(Письмо ФНС России от 14.06.2016 № БС-3-11/2657)

Самостоятельная корректировка в декларации по НДПИ

Специалисты ФНС России выпустили разъяснения по вопросу заполнения декларации по НДПИ в случае самостоятельной корректировки выручки от реализации добытого полезного ископаемого.

Пункт 6 ст. 105.3 НК РФ позволяет налогоплательщикам в случае применения ими в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Корректировка осуществляется, если несоответствие цен повлекло занижение, в том числе сумм НДПИ (подп. 3 п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Налоговики дали рекомендации по заполнению декларации по НДПИ (форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197@) в ситуации, когда компания осуществляет самостоятельные корректировки. Так, в подразделе 5.2 раздела 5 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, за исключением углеводородного сырья (кроме попутного газа) и угля» декларации указывается:

— по строке 100 — фактическая выручка от реализации добытых полезных ископаемых;

— по строке 110 — сумма выручки, самостоятельно скорректированная налогоплательщиком по истечении календарного года;

— по строке 070 — стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается исходя из скорректированной суммы выручки (строка 110);

— по строке 140 — налоговая база по полезному ископаемому, рассчитанная как произведение строки 070 подраздела 5.2 и количества добытого полезного ископаемого, указанного в графе 2 с кодом основания налогообложения «2000» либо «4000» по графе 1 подраздела 5.1 декларации;

— по строкам 150 и 160 — сумма исчисленного налога.

Исчисленная по полезному ископаемому сумма налога из строки 160 переносится в раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» декларации, где распределяется между различными кодами по ОКТМО (в случае добычи одного вида полезного ископаемого на территориях нескольких субъектов РФ) и отражается по строке 030 раздела 1 с соответствующим кодом по ОКТМО.

(Письмо ФНС России от 10.06.2016 № СД-4-3/10385@)

О выдаче смывающих и обезвреживающих средств офисным сотрудникам

Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

Пунктом 7 Типовых норм предусмотрена выдача очищающих средств на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями.

По мнению Минтруда России, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника. Для офисных сотрудников (бухгалтер, экономист, и др.) выдача смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с указанным приказом не требуется.

(Письмо Минтруда России от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752)

Сумма:
%