1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 97

Эффективные процессы — главные объекты внимания финансовых директоров

В условиях падения спроса компаниям приходится решать непростые задачи. И без финансового директора (ФД) здесь не обойтись. Финансы могут стать мотором бизнеса, а финансовое лидерство в компаниях поможет преодолеть кризисные явления, увидеть перспективу и решать сегодняшние проблемы. Какой финансовый директор нужен для этого? Как изменились требования собственников бизнеса и как они сами видят свои задачи и функции в нынешних условиях?

Чтобы поддержать руководство и стать жизненно важным для компании, ФД вместе со специалистами финансовых служб должен быть способен действовать в новых условиях и решать актуальные задачи. Современные тренды в деятельности ФД российских компаний недавно стали предметом обсуждения на форуме финансовых директоров1.

Выстроить долгосрочную финансовую модель бизнеса

Последствия кризиса будут ощутимы в полной мере в 2016 г., поэтому основные функции ФД останутся прежними — управление затратами, работа с персоналом, планирование, бюджетирование, считает Анна Глазкова, финансовый директор биотехнологической компании «ФОРТ». На практике ФД часто совмещает решение задач на трех уровнях: стратегическом, операционном и как советник генерального директора или собственника при обсуждении сложной сделки, ее структурирования, разработки финансовых схем.

Вместе с тем роль и значение ФД в компании выросли. Прежде всего к нему обращаются закупщики по всем вопросам бизнеса и идут советоваться коммерсанты.

На первое место, по мнению А. Глазковой, сегодня выходят качественные характеристики ФД:

  • лидерские качества и харизма, необходимые для осуществления всех намеченных проектов в компании и получения запланированных результатов;

  • умение ставить правильные цели и переводить решения, принимаемые на совещаниях на понятный язык, перерабатывать информацию и правильно транслировать цели и задачи для своих подчиненных;

  • наряду с профессиональными знаниями ФД нужно знать специфику технологий, чтобы правильно провести нормирование и выставить лимиты, создать нормативную базу, с которой затем работать. Приходится больше времени проводить в производстве, лучше понимать технологию производства, и из какого сырья и материалов делается продукт, чтобы приносить больше пользы бизнесу.

ФД необходимо разрабатывать долгосрочную финансовую модель бизнеса. Наличие такой модели в компании значительно облегчает ежегодное бюджетирование, в том числе скользящее планирование, которое спасает в кризисных ситуациях. По-другому трудно управлять, нужно перекатываться, чтобы адаптироваться к изменениям, на долгий период трудно предсказать, что произойдет и каковы будут последствия.

Наконец, ФД должен быть играющим тренером, чтобы в спокойной манере уметь объяснить своим сотрудникам и другим специалистам реально происходящие события и факты.

Замена финансовых директоров не решает проблемы

Объективное возрастание роли и значения ФД говорит о прочности их позиции. Тем не менее собственники и акционеры некоторых компаний в трудные времена возвращаются к управлению бизнесом и хотят найти замену ФД, работавшим в компаниях уже много лет, считают эксперты некоторых рекрутинговых агентств. Одна из причин — недоверие к ним независимо от их профессионализма. Основная позиция акционеров — люди прежней парадигмы не могут работать в новых условиях. Изменились требования и критерии отбора ФД — требуются специалисты с опытом работы в кризисных условиях при ограниченных ресурсах, наличие дипломов уже не важно. Выросло значение критерия доверия и преданности, а также умение лоббировать интересы компании в привлечении денежных средств из любых возможных источников.

Собственники требуют выполнения своих решений, и если дела пошли не так, как было запланировано и задумано, виновным, как правило, оказывается ФД. Такой подход неудивителен. Заметим, что, как правило, чем выше уровень иерархии управления, тем больше руководство или собственники склонны видеть причину проблем в людях, специалистах. Однако такой подход не позволяет увидеть реальные проблемы и уводит в сторону от их решения.

Задача финансового директора — создать коммуникационную платформу для решения задач

Сегодня перед собственниками стоят другие задачи — сделать компанию гибкой, мобильной, способной быстро реагировать на изменения. Для этих целей традиционный «финансовый менеджер», конечно, устарел. Нужна другая политика инвестирования и финансирования. В этой связи важно уметь использовать различный инструментарий и применять его на практике для решения актуальных задач (традиционных и новых) на разных уровнях.

В оперативной деятельности необходимо получать деньги в определенные сроки и для этого разрабатывать оперативные планы на неделю с конкретными мероприятиями по управлению денежными средствами и потоками.

В долгосрочных проектах важно использовать и оптимизировать различные формы финансирования, смешанное финансирование. Это могут быть консорциональный кредит, лизинг, кредит или платежи под гарантию банка, партнерство, участие или доля в капитале компании-партнере. И это требует от ФД знания вопросов и проблем в сбыте, снабжении и даже производстве.

Для эффективной организации важны стандартизация, интеграция и централизация, чтобы оптимизировать процессы с точки зрения всего предприятия как целого. Польза такого подхода:

  • в сокращении инфраструктурных затрат (косвенных);

  • интеграции знаний и опыта специалистов различных служб и подразделений;

  • содействии интеграции, коммуникации, взаимному и совместному пониманию проблем, а также обмену опытом и знаниями.

Задача ФД — создать коммуникационную платформу для решения текущих и перспективных задач на базе интеграционных процессов, что поможет объединить специалистов в подготовке конкретных решений и их осуществлении на практике, а также изменить отношение к срокам и решить вопросы доверия и долгосрочного создания ценностей.

И все же главный объект внимания ФД сегодня — сочетание правильных продуктов и оптимальных, эффективных процессов. При наличии этих компонентов продажа и результаты работы компании происходят как бы сами собой (следствие), а планирование уходит на второй план. Важно при этом:

  • постоянно отслеживать текущие и развивать новые процессы и продукты;

  • балансировать между выполнением традиционных финансовых функций с решением актуальных задач, развивая необходимые навыки, знания и умения.

1 Бизнес-серфинг: на гребне финансовых трендов