Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 42, 2015 г.)

| статьи | печать

Письмо ФНС России от 19.10.2015 № ГД‑4-8/18213@

Разъяснен порядок применения положений п. 12 ст. 76 НК РФ при банкротстве.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 138 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) конкурсный управляющий должен открыть в кредитной организации специальный банковский счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов.

Однако согласно п. 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств банки не вправе открывать этому налогоплательщику счета и предоставлять ему право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Решение налогового органа о приостановлении операций подлежит безусловному исполнению банком (п. 9.1 ст. 76 НК РФ).

Возникает вопрос: каким образом конкурсный управляющий может открыть специальный банковский счет, если налоговым органом было вынесено решение о приостановлении операций по счетам?

Налоговики указали, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения его имуществом (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве). Основанием для снятия ареста является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства»).

Таким образом, положения п. 12 ст. 76 НК РФ применяются с учетом требований Закона о банкротстве и разъяснений ВАС РФ. Данная позиция поддержана письмом Минфина России от 20.02.2015 № 03-02-08/8162.

Письмо Минфина России от 07.10.2015 № 03-08-05/57368 

Объяснено, можно ли для целей п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ применять Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.

Пунктом 7 ст. 25.13-1 НК РФ установлено, что в случаях, перечисленных в подп. 3, 5 и 6 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ, прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. При этом перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ, утверждает ФНС России. Пока такого перечня нет.

Правда, есть Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Он утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н. Можно ли его пока использовать для целей применения п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ?

Минфин России считает, что нельзя. Для целей реализации положений п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ будет утвержден отдельный перечень. При включении в него отдельных государств и территорий налоговая служба будет учитывать не только наличие соглашения, предусматривающего обмен информацией по налоговым вопросам, но и само наличие обмена информацией или негативной практики взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам обмена информацией.