1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2347

Не все частные охранные организации смогут охранять государственные и муниципальные объекты

МВД России предлагает внести в Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон) изменения, связанные с усилением регулирующего влияния государства на деятельность негосударственных охранных организаций.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен министерством в рамках исполнения поручения Президента России и направлен на изменения в организации деятельности частных охранных организаций (ЧОО). Министерство, в частности, предлагает внести в Закон два новых понятия: «технические средства охраны» и «контролер-наблюдатель». Под техническими средствами охраны понимается совокупность аппаратных и (или) программных средств, обеспечивающих контроль, сохранность и безопасность объектов и (или) имущества на объектах. С помощью этих самых технических средств охраны при оказании охранных услуг ЧОО будет разрешено вести визуальный контроль (наблюдение) за лицами, находящимися на объекте охраны и прилегающей территории, с целью обеспечения сохранности имущества. Помимо данного дополнения в статью, устанавливающую виды оказываемых охранных и сыскных услуг (ст. 3 Закона), планируют внести и другие изменения. Например, правительство будет лишено полномочий по утверждению перечня видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на них. Дело в том, что действующее сейчас постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», определяющее такой перечень, не охватывает все виды технических устройств и программных средств, имеющихся в наличии у ЧОО и используемых при оказании охранных услуг. А каждый раз менять этот перечень, когда на рынке появляется какое-либо новое техническое устройство или программное средство, достаточно затратно.

Также МВД России предлагает обязать ЧОО содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частных детективов — содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений. Таким образом, предусмотренное сейчас Законом право будет заменено на обязанность. Необходимость такой замены министерство объясняет нехваткой сил и средств полиции в обеспечении охраны общественного порядка в местах с массовым пребыванием людей, поэтому полиция хочет полноценно привлекать ЧОО, которые в случае принятия данной новеллы не смогут отказаться.

В условиях сокращения численности и финансирования органов внутренних дел, пересмотра перечней объектов, охраняемых полицией, остро встает вопрос об охране государственных и муниципальных объектов. Министерство прогнозирует увеличение числа государственных и муниципальных контрактов по охране объектов, финансируемых из федерального, региональных или муниципальных бюджетов, силами ЧОО. В связи с этим в законопроекте предусмотрено введение ограничения для ЧОО на заключение госконтрактов, которое реализовано через предоставление Правительству РФ полномочий по установлению конкретных требований к ЧОО. В пояснительной записке к законопроекту министерство разъясняет, что такими требованиями могут быть: оказание охранных услуг ЧОО в течение не менее пяти лет или не менее 50 частных охранников в штате ЧОО, отсутствие грубых нарушений лицензионных требований за последний год и т.п. 

Как отмечалось выше, одной из новелл законопроекта является введение в Закон новой категории работников ЧОО — «контролер-наблюдатель», под которым понимается работник ЧОО, не обладающий правовым статусом частного охранника, прошедший подготовку по профессиональной программе обучения «контролеров-наблюдателей», функциональные обязанности которого связаны с осуществлением визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за лицами, находящимися на объекте охраны и прилегающей территорией, с целью сохранности имущества.

Данное нововведение связано с участившимися в последнее время случаями нарушений прав и свобод граждан лицами, являющимися по должности администраторами, контролерами, привлекаемыми торговыми сетями к контролю (наблюдению) за сохранностью имущества, находящегося на территории торгового объекта.

Указанные лица, не являющиеся работниками ЧОО, а также иных охранных структур, зачастую применяют в отношении граждан правоограничительные меры, связанные с задержанием, осмотром выносимых личных вещей граждан и т.п. Поэтому МВД России предлагает исключить из функциональных обязанностей «контролеров-наблюдателей» непосредственное взаимодействие с гражданами. Они будут осуществлять только наблюдение за окружающей обстановкой c целью сохранности имущества на охраняемом объекте. В случае усмотрения у граждан, находящихся на охраняемом объекте, замысла к совершению противоправных действий в отношении охраняемого имущества, «контролер-наблюдатель» будет обязан незамедлительно передать данную информацию для немедленного реагирования уполномоченным частным охранникам либо сотрудникам полиции.

По мнению министерства, введение данной категории работников ЧОО позволит привлечь к работе граждан, желающих работать в негосударственных структурах безопасности, но без получения правового статуса частного охранника, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов, обладающих соответствующей подготовкой, граждан с ограниченными возможностями, пенсионеров, студентов и т.д.

Наряду с этим министерство предлагает исключить из ст. 15.1 Закона обязанность наличия удостоверения частного охранника у руководителя ЧОО. Это позволит освободить руководителей ЧОО от прохождения процедур получения необязательных для их статуса документов при исполнении должностных обязанностей.

В настоящий момент текст проекта в рамках ОРВ размещен для общественного обсуждения на портале www.regulaition.gov.ru, которое продлится до 31 октября 2015 г.