Взаимоотношения бизнеса и власти все больше переходят в электронный формат

| статьи | печать

Все больше и больше документооборот между органами власти и частными лицами упрощается за счет внедрения информационных технологий. Так, на днях вступили в силу изменения, позволяющие предпринимателям подавать заявления и иные сведения в государственные органы в форме электронного документа в новых видах правоотношений.

Одной из основных задач до 2020 г. в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Информационное общество (2011—2020 годы)“» названо обеспечение полного перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для исполнения этой задачи принято постановление Правительства РФ от 15.08.2014 № 816, отменившее ограничения на использование электронных до­кумен­тов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти в некоторых сферах. До­кумен­т вступил в силу 29 августа 2014 г.

Изменения затрагивают различные отрасли, но несмотря на это, порядок взаимоотношений с государственными органами и органами местного самоуправления действует единый для всех случаев. В способах подачи того или иного заявления, иных сведений в форме электронного до­кумен­та можно выделить следующие существенные требования:

■ электронный до­кумен­т должен быть подписан усиленной квалифицированной элект­ронной подписью, имею­щей сертификат ключа проверки, выданный в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об элект­ронной подписи», а также постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 852;

■ электронный до­кумен­т подается в государственный орган через портал www.gosuslugi.ru, официальный сайт соответст­вующего органа власти или иным способом в соответствии с законодательством РФ, подтверждающим факт направления такого до­кумен­та;

■ ответ на направленный элект­ронный до­кумен­т может быть получен либо в электронной форме, либо на бумажном носителе.

С 29 августа организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, подавать до­кумен­ты на регистрацию таких объектов можно как на бумажном носителе, так и в форме элект­ронного до­кумен­та. Также появилась возможность подавать в элект­ронной форме заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, как и получение свидетельства об их регистрации.

Упростится до­кумен­тооборот и в сфере валютного контроля. В новой редакции правил предоставления резидентами и нерезидентами подтверждаю­щих до­кумен­тов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (утв. постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98), преду­смотрено, что запрос о предоставлении таких до­кумен­тов и информации может подаваться агентом валютного контроля резиденту или нерезиденту (его представителю) в форме электронного до­кумен­та. Направление запрашиваемых до­кумен­тов или информации агентам валютного контроля также может осуществ­ляться в электронной форме.

Заключение о независимой оценке пожарного риска, а также протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов тоже могут быть оформлены в виде элект­ронного до­кумен­та.

Сняты ограничения на подачу в электронной форме заявления об установлении льготного размера арендной платы от лиц, владеющих на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов России, вложивших свои средства в работы по их сохранению и обеспечивших выполнение этих работ.

Поскольку взаимодействие предпринимателей с государственными органами посредством направления до­кумен­тов и заявлений в бумажной форме требует значительных затрат времени, что влечет неблагоприятные последствия в виде возможного простоя производства, финансовых потерь и т.д., возможность обращения в гос­органы в электронной форме, предоставленная новыми изменениями, должна пользоваться повышенным спросом.

Напомним, что широкий перечень государственных услуг уже длительное время предоставляется в электронной форме. Так, в настоящее время в электронной форме осуществ­ляется предоставление сведений из ЕГРП, ­ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ). Есть и возможность подачи до­кумен­тов для получения лицензии для осуществ­ления отдельных видов деятельности в электронной форме (распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р).