Россия спустилась на одну ступеньку рейтинга

| статьи | печать

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s исполнило свою угрозу, о которой преду­преждало 20 марта 2014 г., — о возможности пересмотра влияния рисков на кредитоспособность России в связи с ухудшением ее внешних позиций.

Понижение суверенных рейтингов в иностранной валюте с BBB/A-2 до BBB–/A-3, а в национальной валюте — с BBB+ до BBB с негативным прогнозом, пишет агентство, отражает риск продолжения значительного оттока капитала из страны, наблюдавшегося в I квартале 2014 г., когда дефицит финансового счета страны был почти вдвое больше профицита счета текущих операций (СТО). Геополитичес­кая напряженность между Россией и Украиной может привести к еще более значительному оттоку капитала из российской экономики, как иностранного, так и российского, и, следовательно, еще ухудшить и без того слабые перспективы роста.

Последние десять лет профицит счета текущих операций (СТО) в среднем был около 6% ВВП, но волатильность была велика: если в 2008 г. превышение внешних активов над обязательствами составляло около 43% поступлений по СТО, то в 2010 г. оно сократилось до 4%. Чистый отток капитала в частном секторе, который в среднем за последние пять полных лет составил 57 млрд долл., в I квартале 2014 г. достиг 51 млрд долл., или даже 64 млрд долл., если включить сюда сделки в иностранной валюте российских банков и ЦБ. Это обусловлено, главным образом, возросшей геополитической напряженностью.

Профицит СТО сойдет на нет к 2015 г., полагают эксперты агентства: импорт будет рас­ти быстрей экспорта. Правда, дальнейшее ослабление рубля может усилить давление на импорт и отсрочить дефицит СТО или даже предотвратить его.

Зависимость России от экспорта сырьевых ресурсов обус­ловливает волатильность условий торговли, хотя прошлый опыт свидетельствует, что импорт существенно меняется и компенсирует сокращение доходов от экспорта из-за скачков цен на сырье.

Если в качестве оценки использовать показатели «узкого» чис­того внешнего долга (внешний долг минус ликвидные внешние активы государственного и банковского секторов), то к 2017 г. внешние активы России будут лишь очень немного превышать ее обязательства — по сравнению с ее сильной позицией внешнего нетто-кредитора в 2014 г.: 23% поступлений по СТО. В 2014—2017 гг. совокупные потребности во внешнем финансировании (платежи по СТО плюс краткосрочный долг, подлежащий погашению) составят примерно до 75% поступлений по СТО и доступных резервов, пишут эксперты Standard & Poor's.

Доступные международные резервы России агентство оценивает примерно в 450 млрд долл. в 2014 г., что достаточно для покрытия приблизительно 70% совокупного внешнего долга. Но международные резервы нужно корректировать в сторону понижения, учитывая примерно 30 млрд долл. резервов на покрытие банковских депозитов в иностранной валюте, валютных свопов Банка России, сделок репо и корреспондентских счетов банков-резидентов, которые учитываются как резервы.

Экономический рост в России замедлился до 1,3% в 2013 г. — это самый низкий показатель с 1999 г., если не брать в расчет спад 2009 г. Базовый сценарий агентства состоит в том, что прирост ВВП в среднем составит 2,3% в 2014—2017 гг., а реальный рост внутреннего спроса останется небольшим и составит 3% в 2014—2017 гг. Но если геополитическая напряженность не снизится до конца 2014 г., существует значительный риск, что темпы роста будут существенно ниже 1%.

Standard & Poor’s обращает внимание, что ЦБ стал более решительно управлять обменным курсом рубля вслед за изменением параметров, приводящим к автоматическому смягчению плавающего интервала для торговых операций с валютой (валютного коридора). 3 марта 2014 г. ЦБ увеличил размер операций (продажу и покупку), приводящих к изменению коридора, с 350 млн долл. до 1,5 млрд долл. Пока агентство не сомневается, что ЦБ, как и обещал, перейдет к плавающему обменному курсу в 2015 г.

В последние несколько лет выросла зависимость бюджета от поступлений, связанных с сырьевыми ресурсами. Если в 2008 г. бюджет был сбалансированным при средней цене на нефть 55 долл. за баррель, то в этом году потребуется, чтобы цена на нефть приближалась к 110 долл. за баррель.

Чтобы снизить эту зависимость, в 2013 г. правительство ввело бюджетное правило, ограничивающее расходы правительства привязкой к долгосрочным ценам на нефть. Эта мера должна позволить накапливать резервы в периоды высоких цен на нефть и расходовать их, когда цены падают, снижая, таким образом, цикличность фискальной политики. Но теперь, судя по заявлениям ответственных чиновников правительства и администрации президента, приверженность к исполнению этого правила, вероятно, будет подвергнута серьезной проверке уже в будущем году — в связи с недавним ухудшением перспектив экономического роста страны.

По оценкам агентства, бюджет расширенного правительства в 2013 г. исполнен с дефицитом в 0,6% ВВП. Доходы от сырьевых товаров будут немного снижаться следом за небольшим снижением цен на нефть (до 95 долл. за баррель к 2015 г.), поэтому, полагают эксперты агентства, дефицит бюджета расширенного правительства будет постепенно расти и достигнет 1,5% ВВП к 2016 г., что больше предела, установленного бюджетным правилом. Это приведет к среднегодовому увеличению долга расширенного правительства на 1,5% ВВП в 2014—2017 гг.

Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, продолжает агентство, сохраняется высокая степень централизации политической власти. Протестующие, оппозиция, неправительственные организации и представители либерального политического крыла находятся под усиливающимся давлением. Эксперты не ожидают, что в 2014—2017 гг. правительство будет решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проб­лемы, которые препятствуют повышению темпов экономичес­кого роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.

Прогноз «негативный» отражает точку зрения агентства, что суверенные рейтинги России в ближайшие два года могут быть еще понижены — если придется пересмотреть влияние рисков на кредитоспособность страны из-за значительно более слабого экономического роста, чем сейчас предполагается. Есть и опасение, что способность правительства координировать денежно-кредитную политику с фискальными и другими мерами экономической политики, направленными на поддержание экономического роста, ухудшится — это окажет давление на рейтинги, как и значительный рост инфляции — выше 10% в год. Понижены рейтинги могут быть и в случае ужесточения санкций в отношении России и значительного ухудшения позиции России как внешнего нетто-кредитора.

Если переход России к более гибкому обменному курсу будет приостановлен, понижены могут быть рейтинги по обязательствам в национальной валюте — они будут такими же, как рейтинги по обязательствам в иностранной валюте.

Российская Федерация: некоторые экономические и финансовые показатели


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (оценка)

2014 (прогноз)

2015 (прогноз)

2016 (прогноз)

2017 (прогноз)

Номинальный ВВП, млрд долл.

1300

1661

1223

1525

1905

2017

2097

2084

2155

2348

2564

ВВП на душу населения, долл.

9102

11 631

8568

10 671

13 330

14 108

14 632

14 532

15 017

16 352

17 841

Прирост реального ВВП, %

8,5

5,2

(7,8)

4,5

4,3

3,4

1,3

1,2

2,2

2,8

3,0

Прирост реального ВВП на душу населения, %

8,8

5,2

(7,8)

4,4

4,3

3,4

1,1

1,1

2,1

2,7

2,9

Изменение долга расширенного правительства, % ВВП

1,7

1,0

2,1

1,4

2,2

1,2

1,1

1,2

1,5

1,8

1,8

Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП

6,8

4,9

(6,3)

(3,4)

1,5

0,4

(0,6)

(0,9)

(1,2)

(1,5)

(1,5)

Долг расширенного правительства, % ВВП

8,0

7,4

9,9

9,7

10,3

10,5

10,8

11,4

12,0

12,8

13,5

Чистый долг расширенного правительства, % ВВП

(11,1)

(13,1)

(6,2)

(1,0)

(1,9)

(2,2)

(1,5)

(0,6)

0,5

1,8

3,1

Процентные расходы расширенного правительства, % доходов

1,3

1,2

1,7

1,6

1,6

1,8

1,6

2,0

2,1

2,2

2,3

Обязательства частного сектора перед банками, % ВВП

39,3

43,2

47,0

44,6

46,9

50,5

55,3

57,0

60,5

62,7

64,9

Рост индекса потребительских цен, %

9,0

14,1

11,7

6,9

8,4

5,1

6,8

6,8

5,7

5,5

5,5

Совокупные потребности во внешнем финансировании к поступлениям по счету текущих операций + доступные резервы, %

68,4

57,5

55,1

56,3

59,8

62,7

66,4

70,6

76,6

79,2

82,0

Баланс счета текущих операций, % ВВП

5,5

6,3

4,1

4,4

5,1

3,5

1,6

1,1

(0,2)

(0,8)

(1,4)

Баланс счета текущих операций, % поступлений по СТО

16,1

17,5

13,2

13,8

15,4

10,9

5,0

3,6

(0,8)

(2,8)

(4,9)

«Узкий» чистый внешний долг, % поступлений по СТО

(29,1)

(22,6)

(44,4)

(42,9)

(37,4)

(36,7)

(30,6)

(23,4)

(14,7)

(8,5)

(2,5)

Чистые внешние обязательства, % поступлений по СТО

33,6

(43,2)

(27,4)

(3,6)

(22,4)

(23,5)

(26,6)

(28,9)

(26,2)

(20,5)

(15,1)

Источник Standard & Poor’s