Перевод иностранца на другую должность внутри компании потребует обращения в миграционную службу

| консультации | печать
В нашей компании работает гражданин Узбекистана, имеющий разрешение на работу в России. Сейчас хотим его перевести на другую должность внутри компании, какие нужно оформлять при этом документы? Существует ли ответственность за перевод на работу, не указанную в разрешении на работу?

В данной ситуации работнику необходимо оформить изменения в разрешение на работу, поскольку в этом документе должен быть указан именно тот вид деятельности, который работник будет осуществлять, работая в организации.

Правовой статус иностранных работников установлен положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Причем порядок получения разрешительных документов для трудоустройства иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы, и «безвизовых» иностранцев несколько отличается. Граждане Рес­публики Узбекистан вправе въезжать в Россию без виз (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан»).

Но независимо от этих отличий иностранные граждане обоих категорий для легального осуществ­ления трудовой деятельности на территории России должны получить разрешение на работу (п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Форма разрешения на работу для «безвизовых» иностранцев утверждена приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370 (приложение 4). На бланке разрешения помимо другой информации указывается и вид деятельнос­ти, которую будет осуществлять иностранный работник на территории Российской Федерации. Пунк­том 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой дея­тельности), не указанной в разрешении на работу. Отметим, что в такой формулировке данная норма действует только с 10 января 2014 г. Прежняя редакция п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ предусматривала менее строгие правила и не допускала осуществление трудовой деятельности временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданом только вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельнос­ти в России установлена ст. 18.15 КоАП РФ. Причем размер административных штрафов, установленный для работодателей, довольно велик. Привлечение к трудовой дея­тельности в России иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

А если работодатель находится в Москве или в Санкт-Петер­бур­ге, то размер штрафа составит уже от 35 000 до 70 000 руб. для должностных лиц и от 400 000 до 1 млн руб. для юридических лиц.

Отметим, что до вступления в силу поправок в п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ некоторые суды не усмат­ривали состава административного правонарушения, предусмот­ренного п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в привлечении иностранца к работе, не указанной в разрешении на работу (постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 по делу № А56-14212/2009, от 30.11.2009 по делу № А56-21772/2009, Западно-Сибирского округа от 23.01.2013 по делу № А67-6054/2011). Однако с таким подходом не согласился Верховный суд РФ. В постановлении от 23.09.2011 № 18-АД11-15 судьи указали, что привлечение работодателем иностранного работника по профессии, не указанной в разрешении на работу, образует состав административного правонарушения.

Теперь, когда Закон № 115-ФЗ прямо предусматривает запрет на привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, ­виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу, работодателю не получится избежать административной ответственности за такое правонарушение. Поэтому при переводе иностранного гражданина на другую работу работнику необходимо обратиться в территориальное отделение ФМС России для внесения изменений в разрешение. В силу п. 7.6. ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ в случае заключения иностранным гражданином в течение срока действия разрешения на работу нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миг­рации для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.